Как известно, Берлин стал первой федеральной землей Германии, где на практике был введен мораторий на повышение арендной платы за съемное жилье: с 1 января 2020 года она не должна повышаться в течение последующих 5 лет.
Это, вполне ответственное решение, было вынужденно принято на фоне роста острого недовольства жителей столицы, связанного с увеличением стоимости аренды и «чрезмерного» интереса бизнеса в объекты недвижимости в городе.
Соответствующий законопроект был подготовлен Сенатом Берлина (Senat von Berlin, исполнительная ветвь власти) и передан на утверждение в Палату депутатов Берлина (Abgeordnetenhaus von Berlin, законодательная ветвь власти). Он стал применяться задним числом с 18 июня 2019 года.
Правомочность данного мероприятия подтверждала и Катрин Ломпшер (Katrin Lompscher) - сенатор Берлина по вопросам городского развития и жилищного строительства: «Существуют все законные основания по ограничению повышения арендной платы».
При этом её максимальные индексы должны были определяться по всему городу в зависимости от текущего состояния зданий и их технического оснащения. В случае необходимости, было предусмотрено и принудительное снижение квартплаты. И, даже привлечение арендодателей по суду, в случаях нарушений четко прописанных положений моратория. Предполагалось, что данная мера была способна гарантированно защитить от повышения квартплаты более 1,5 млн. квартиросъемщиков в столице. При этом, с 2022 года допускался ее рост на не более чем 1,3% в год.
При заключении новых контрактов арендодатели были обязаны предлагать новым жильцам цену аренды, не превышающую определенную администрацией Берлина. С конца ноября 2020 года вступил в силу запрет предлагать арендную плату, которая превышает установленный властями максимум на 20%.
Закон о регулировании стоимости аренды жилья в городе, принятый в федеральной земле Берлин, вызвал явно неоднозначную реакцию в стране. По мнению отдельных, весьма влиятельных политических деятелей, представителей бизнеса, известных юристов «он реально ограничивает права арендодателей». Для многих других, в основном для молодежи и малоимущих, проживающих в съемных квартирах столицы – «данная мера властей получила безусловную поддержку и колоссальную популярность».
15 апреля федеральный Конституционный суд Германии (Bundesverfassungsgericht, BVerfG) признал Закон федеральной земли Берлин о предельной арендной стоимости противоречащим Основному Закону Германии (Grundgesetz, Конституция страны) и объявил его «полностью недействительным».
Главный аргумент BVerfG – Закон об арендной плате «окончательно» и «всецело уже отрегулирован» федеральным правительством. Что находит свое «отражение в полном объеме» в Гражданском кодексе Германии (Bürgerliches Gesetzbuch, BGB). Из этого следует, что « законодательная власть федеральных земель Германии не может вводить иной закон по причине блокирующего действия федерального закона».
На этом фоне достойны внимания весьма содержательные комментарии Михаэля Мюллера (Michael Müller) - Правящего бургомистра Берлина. В целом они сводятся к тому, что BVerfG принял упомянутое решение, исходя «из процедурных компетенций», но никак не по сути содержания имеющейся проблемы на федеральном уровне.
А это, по мнению властей столицы, дает право и возможность всесторонне, со всеми заинтересованными структурами федеральных земель, обсуждать ее на национальном уровне с целью «устранить нежелательные социальные потрясения». А «непосредственно в Берлине - направить усилия на создание достаточного количества доступного жилья и «обуздать» порой необоснованный и неконтролируемый рост квартплаты на жилье».