Комнаты, места и квартиры в Берлине. Жильё в Берлине 2024
7374

Артисты балета – «золушки» среди других профессий!

«Артисты балета – «золушки» среди других профессий!» Прима-балерина о балете, судьбе, работе в России и на Западе

Надя Сайдакова, прима-балерина Государственного балета Берлина, знает о балете все. 28 лет она отдала сцене. Такого возраста на балетных подмостках удается достичь немногим. 19 мая состоится ее прощальное выступление в спектакле «Онегин», где она будет танцевать партию Татьяны. Около 50 ролей сыграно, прожито, протанцовано за 22 года в Берлинской труппе. 

Надежда, с какими чувствами Вы подошли к этому рубежу?

С некоторым удивлением и огромным восторгом, что мне до сих пор доставляет удовольствие делать то, что я делаю.

Грустно конечно, что наступает «последний раз». Все мои мысли целый год уже были направлены на этот спектакль. А последние недели все, что есть я, направлено в одну точку. Хочется прожить этот спектакль по-настоящему, выложиться целиком, отдаться ему.

Чем Вы будете заниматься после ухода со сцены?

Я остаюсь в театре, у меня меняется контракт, я буду балетмейстером, ассистентом в постановках.

Есть отличия в работе балетного артиста на Западе и в России?

Я бы так не сказала, что есть отличия. Балерина, она и в … Она везде – балерина. Разница, может быть, в том, какой репертуар танцуют. Четверть века назад, когда я работала в Москве, мы не были знакомы с современным танцем, танцевали классику, неоклассику. За последние 10 лет картина кардинально изменилась, и репертуар западных театров вполне можно сравнить с репертуаром театров российских.

«Артисты балета – «золушки» среди других профессий!» Прима-балерина о балете, судьбе, работе в России и на Западе

Фото: Сцена из балета "Онегин". Фотограф Enrico Nawrath

Правда ли, что век балерины на Западе более долгий, чем в России?

Мне кажется, это не зависит от страны. Каждая балерина для себя решает, сколько ей танцевать, подходит ли ей репертуар, позволяет ли состояние здоровья. Есть примеры, когда и в России танцуют долго, а есть и когда на Западе рано заканчивают карьеру.

Срок работы на сцене зависит, скорее, опять же, от репертуара. Классические постановки требуют большей физической отдачи. Танцевать классику после тридцати уже гораздо сложнее.

Балетные труппы в России и на Западе устроены по-разному?

В России люди работают с устоявшимися традициями, там в театре очень жесткая иерархия: кордебалет, солисты, первые ведущие артисты. На Западе эти понятия размыты. К моему счастью, я попала в Берлине в театр, где иерархия есть. Мне кажется, что большие труппы с классическим репертуаром должны быть структурированы. Чтобы для всех было ясно, кто чем занимается.

Русская школа балета зиждется на несколько другой эстетике, на вечном стремлении к совершенству, в непрекращающейся работе над самим собой. Не быть довольным собой – это, как ни парадоксально, продвигает вперед.

Если ты доволен тем, что делаешь, ты останавливаешься на достигнутом.

Ощущение легкого недовольства собой плюс здоровая конкуренция – когда видишь рядом с собой таких же неугомонных, работоспособных и талантливых – вот, мне кажется, главные составляющие успеха артиста балета.

«Артисты балета – «золушки» среди других профессий!» Прима-балерина о балете, судьбе, работе в России и на Западе

Фото: Надя Сайдакова и Владимир Малахов в балете "Пер Гюнт"

Фотограф: Bettina Stöß

Кто является Вашим ориентиром в мире балета?

Когда я переехала на Запад, я познакомилась с творчеством Натальи Макаровой. Для меня это стало настоящим открытием. Русская балерина, с прекрасной школой, она привнесла в балет столько своего личного, столько почерпнула из традиций балета современного, что я могу говорить о ней только с восхищением! Ее мягкость рук, ее уникальная аура неповторимы!

Хореографов хотелось бы назвать. Прежде всего, Патриса Барта, с постановок которого началась моя карьера в Берлине. Он принес парижский шарм и профессионализм на берлинскую сцену. Несколько раз мне посчастливилось пересечься с великим Морисом Бежаром. В трех его постановках я исполняла главные партии, и это, конечно, невероятный подарок судьбы.

Не могу не упомянуть Владимира Малахова, бывшего директора Государственного балета Берлина. Он присутствует в моей судьбе и как директор труппы, и как партнер, и как хореограф, и как близкий друг. Во всех этих амплуа он – яркая личность.

Вы сами пробовали заниматься хореографией?

Да, у меня шесть постановок в рамках программы вечеров молодых хореографов «Shut up and dance!» Закончив танцевать, я намерена уделять хореографии больше времени и внимания.

«Артисты балета – «золушки» среди других профессий!» Прима-балерина о балете, судьбе, работе в России и на Западе

Фото: Надя Сайдакова и Михаэль Банцхаф в проекте "Shup up and dance!".

Фотограф: Oliver Schmidt 

Поддерживаете ли Вы связь с родственниками, друзьями в России? 

Да, конечно! Там моя семья, мои родители, они живут в Ижевске, где я родилась. В Самаре живет мой брат, он работает певцом и хоровым дирижером в Самарском театре оперы и балета. Я довольно часто к ним езжу.

Мои друзья – это те, с кем я училась в Пермском хореографическом училище. Их тоже разбросало по всему миру: многие работают в Америке, Корее, Монголии. С ними я поддерживаю отношения. Соц.сети, современные средства связи дают возможность эти отношения не потерять.

«Артисты балета – «золушки» среди других профессий!» Прима-балерина о балете, судьбе, работе в России и на Западе

Фото: интерьер оперного театра Komische Oper Berlin, где выступает коллектив Государственного балета Берлина, Wikipedia

Какими словами Вы охарактеризовали бы саму себя как танцовщицу, как человека?

В профессии я очень целеустремленная, в жизни, может быть, мне иногда не хватает характера. Характер я показываю и переживаю на сцене. Люблю, чтобы внутри все кипело и дрожало, было на пределе. В профессии мне хочется идеальной гармонии. В жизни мне не удается уже быть настолько настойчивой во всем.

У нас такая профессия, что мы очень много приносим жертв в личной жизни. Мне кажется, труд артистов балета недостаточно оценен в обществе.

Восемь лет мы получаем образование, а срок работы у многих – в среднем, лет десять после окончания училища.  Адский труд без выходных, днями и ночами в театре, балетном зале, вечерами, вместо того, чтобы отдыхать, ты снова на сцене. Работать, превозмогая физическую боль, перекраивая законы анатомии – вот что такое артист балета…

Мне кажется, мы – "золушки" среди других артистических профессий.

В России существует культ артистов балета, там эта профессия занимает более высокую нишу. Мне бы хотелось, чтобы к ней относились с большим уважением и на Западе.

Я рада, что моя русская балетная школа дала мне глубокую, всестороннюю основу для профессиональной работы, а деятельность в Германии – уникальный опыт сотрудничества в разнообразных новых направлениях. Свой опыт и свои знания я буду стремиться передавать молодым артистам.

Мы желаем Вам удачного выступления и

счастливого продолжения творческой жизни в мире балета!

Видео: Поздравление с Международным днем танца от Нади Сайдаковой

Беседу записала: Евгения Кирш

Заглавное фото: Надя Сайдакова в роли Татьяны в балете "Онегин" 

Фотограф: Enrico Nawrath

Другие статьи автора:
Вакансии в Берлине. Работа в Берлине 2024
Агентство недвижимости в Берлине. Покупка и продажа квартир и домов в Германии.
Русский (русскоязычный) адвокат в Германии, в Берлине. Недвижимость в Берлине, в Германии
Магазин ювелирных изделий и украшений в Берлине. Продажа ювелирных изделий из золота 585 пробы и серебра оптом и в розницу в Германии.
Русский, русскоговорящий адвокат в Берлине, в Германии
Русский (русскоговорящий) бухгалтер в Германии. Консультации по вопросам налогообложения во всех сферах налогового законодательства для предприятий и частных лиц в Германии.