К 2030 году столичные власти предполагают полностью отказаться от использования в городе автобусов с двигателями внутреннего сгорания, эксплуатируемых в настоящее время основным перевозчиком в сфере общественного транспорта Берлина - Berliner Verkehrsbetriebe (BVG). И полностью перейти на электробусы.
Ожидается, что в 2020 году их общее количество Берлине достигнет 140 единиц. На сегодняшний день по улицам, на разных маршрутах, курсируют лишь три автобуса. Из четырех имеющихся в распоряжении BVG. Да и то, работают они неполный рабочий день – лишь с раннего утра до полудня. После чего, им требуется многочасовая подзарядка. На это время на линиях их заменяют автобусы с классическими дизельными двигателями.
К слову, по данным аналитических расчетов сотрудников Bloomberg New Energy Finance (BNEF) - структурного подразделения корпорации Bloomberg, представляющей информацию об изменениях на глобальном энергетическом рынке, к 2025 году 47% всех автобусов в мире будут передвигаться на электрической тяге, их количество достигнет примерно 1,2 миллионов единиц. При этом, на долю Китая придется 99% всех электробусов.
И всё же, пока использование такого транспортного средства в мире - скорее исключение, чем правило. Сегодня пассажирские перевозки в основном осуществляются на автобусах, работающих на бензине, дизельном топливе или сжиженном газе.
Так в чем же причины? Каковы достоинства и недостатки электробусов на сегодняшний день?
Сначала о плюсах. Электробусы идеальны с точки зрения экологии (хотя это оспаривается, о чем ниже), не загрязняют окружающую среду опасными выхлопными газами, сберегаются запасы нефти. Работают они практически бесшумно. Коэффициент полезного действия (КПД) электромотора около 60%, в тестовом режиме уже достигает порядка 90% против 17% - 20% двигателя, работающего на бензине. Цена электроэнергии ниже стоимости бензина. Более того, электроэнергия может быть получена из возобновляемых источников энергии.
А теперь о минусах. Их явная дороговизна на данный момент. Отсутствие соответствующих мобильных источников энергии для подзарядки при переездах на значительные расстояния. Весьма ограниченный срок действия используемых автомобильных аккумуляторных кислотных батарей (АКБ) и вечные проблемы по их утилизации. Процесс полной зарядки электроэнергией может занимать несколько часов. Упомянутая выше «абсолютная» экология электродвигателей, на самом деле, весьма относительна: в большей степени электроэнергия пока вырабатывается, в том числе, за счет сжигания угля, газа, мусора на соответствующих предприятиях. В меньшей степени путем использования ветряков или солнечных панелей. В результате чего, происходит просто перенос места «выхлопов вредных газов и веществ». Хотя и в значительно меньшем количестве.
Вместе с тем, очень многие эксперты и специалисты утверждают, что этот вид общественного транспорта является наиболее перспективным и быстрорастущим.
Понятно, при решении и устранении упомянутых технологических сложностей и нововведений в конструкцию электробусов.