Среди концертов осеннего сезона, состоявшихся в Российском доме науки и культуры, «Вечер классики» с Наташей Новицкой (меццо-сопрано) и Сергеем Неллером (фортепиано) стоит особняком. 30 октября в Музыкальном салоне им. Глинки публика рукоплескала артистам, не только восхищенная талантом и профессионализмом, но радуясь прекрасной возможности познакомиться с певицей, которая впервые выступила с сольным концертом в Берлине.
Лауреат международных конкурсов, финалист конкурса The American Prize Наташа Новицкая много лет проработала в США и Италии, исполняя классический оперный репертуар на самых престижных площадках, от антрепризных и фестивальных сцен до Карнеги Холла. В ее арсенале партии из опер Верди и Бизе, Пуччини и Масканьи, Сен-Санса и Вагнера. В новой программе, специально подготовленной для концерта в РДНК, Новицкая со своим концертмейстером Сергеем Неллером – пианистом, дирижером, выпускником Московской консерватории и стипендиатом Фонда Аденауэра, покорили слушателей вдумчивой и тонкой интерпретацией знаменитых арий и романсов Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и Г.В. Свиридова, а также маленьким букетом из старинных русских романсов, горячо любимых как нашей, так и немецкой публикой.
После концерта певица любезно согласилась дать эксклюзивное интервью порталу Berlin24.ru.
Наташа, как давно началось ваше восхождение к вершинам вокального мастерства?
Прежде чем стать певицей я закончила филологический факультет Петербургского университета, занималась русским символизмом, Вячеславом Ивановым и Максимилианом Волошиным. Но с учителями вокала поначалу повезло меньше, и я уже собиралась уехать в Милан, ведь школа пения только одна – это итальянская школа бельканто. Судьба распорядилась иначе, я оказалась в Америке, где известный педагог Эллен Фоулл Гордон, преподававшая долгое время в известной школе Джуллиард, помогла мне обрести настоящую вокальную технику. Фактически мы начали с ней с нуля. Я очень благодарна Эллен. Когда я поняла, что все-таки буду петь, передо мной стали открываться иные горизонты, в жизнь стали приходить замечательные люди, которые ее перевернули. Я стала заниматься своим делом, и это самое большое счастье.
Диапазон вашего голоса и любовь к определенным произведениям предопределили характер концертной программы?
В программе было четыре блока. Это не планировалось заранее, все выстроилось само в процессе подготовки. Второе отделение мы начали с осенней тематики, закончили весенней, чтобы подарить зрителю, уходящему в вечерний октябрьский город, толику солнца. Важной частью концерта стали произведения на стихи Пушкина, старинные романсы я задумала как своеобразное посвящение Елене Образцовой. А Рахманинов - мой любимый композитор. Ведущей концерта была Ясмин Солфагари, прекрасный режиссер, работающая сейчас над проектами в Deutsche Oper. Она помогала слушателям разобраться в «лабиринтах» программы. Что касается вокала, голос – как ребенок, которого ты растишь. Найти свой голос и его вырастить – сложнейший процесс. На это уходят годы. Драматические голоса, как мой, сегодня редки; старая итальянская школа, по мнению многих, уходит даже из Италии.
Как вы оказались в Германии?
Многие американские певцы уезжают в Европу, поскольку в Штатах почти нет постоянных трупп. В Америке опера во многих городах – это круговорот из 10-12 постановок, причем спонсоры, люди, как правило, пожилые, стремятся к тому, чтобы на сцене шло что-нибудь ласкающее слух. Некоторые компании разоряются из-за дороговизны антуража и реквизита. Оперные компании в Америке должны зарабатывать деньги сами, они существуют без поддержки государства. Европа привлекает артистов и постоянными контрактами, и возможностью расширения репертуара. Кроме того, в США карьеру желательно делать до тридцати лет, таковы жесткие правила игры, возьмем хотя бы конкурс в Метрополитен-Опера. И это несмотря на то, что большие драматические голоса развиваются позже. Правила диктует бизнес. В Европе музыка все-таки является, прежде всего, искусством. Здесь другая система, которая способствует развитию культуры. Но отрицать высокий уровень американских музыкантов нельзя, мне не раз приходилось слушать блестящее исполнение и Стравинского, и Чайковского. Да и американцы интересуются европейской и, в особенности, русской музыкой и композиторами. Вот в декабре лечу давать новый концерт в Нью-Йорке с новой большой программой.
Ваш первый концерт в Германии прошел в Российском доме науки и культуры?
Да. Зал мне очень понравился, атмосфера потрясающая, такая энергетика шла от зрителя, что петь было одно удовольствие. Публика очень хорошо понимала, о чем я пою. Было море оваций. На бис я исполнила арию Сен-Санса из оперы Самсон и Далила «Amour! viens aider ma faiblesse». Это был настоящий успех.
Когда мы сможем услышать вас снова?
В апреле намечается следующий концерт в Берлине – с вагнеровским репертуаром.
Чтобы вы хотели пожелать нашим читателям?
Есть люди, которые закапывают свои способности в землю. Такие вещи позже аукаются, обходятся зачастую очень дорого. К творческой самореализации нужно стремиться всегда, как бы не складывалась жизнь, если ты чувствуешь, что это твое. Тем более, что творчество, любая форма искусства – эссенция жизни.
Текст: Дмитрий Драгилёв
Фото: Julia Hopka