6109

Цой всегда с нами

26 ноября в берлинской Columbiahalle состоится концерт «Цой 55! Я хотел бы остаться с тобой...»  Официальная трибьют-группа из Санкт-Петербурга «Виктор» представит новую программу из самых известных песен группы «Кино» в честь 55-летия со дня рождения Виктора Цоя. Концерт будет сопровождать уникальный видеоряд с редкими кадрами легендарной группы.

Цой всегда с нами

До встречи с Цоем на его юбилейном концерте в Берлине осталась неделя. Накануне значимого события состоялось интервью с Юрием Белишкиным, первым продюсером знаменитой группы «Кино» Виктора Цоя. Трудно найти более близкого к Цою человека. Поэтому ответы на вопросы, заданные ему, так важны для нас всех.

Цой всегда с нами

- Юрий Владимирович, Вы были первым директором группы «Кино» в 1988-1989 годах. В это время было немало других ярких музыкальных коллективов, с которыми стоило бы работать. Но Вы выбрали «Кино»…

Не я выбрал «Кино», а его величество случай выбрал меня. Меня пригласил Цой.

 - Почему именно Вас? Как Цой определил, что именно Вы ему нужны в этот момент? Ведь к этому времени группа была известной, выступала уже более 7 лет…

- Мы никогда не сможем правильно прочитать мысли, которые рождались у Виктора Цоя. Он был настолько велик и самодостаточен, что оставалось лишь принимать его решения.

- Ваша личная автобиография – это в какой-то мере срез того времени и история петербургского рока. Вы родились в Ленинграде, сотрудничали с Аллой Пугачевой, командами «Аргонавты», «Песняры», «Ариэль».
В декабре 1979 стали директором эстрадного оркестра ДИСКО-80. В конце 1987 года Вы организовали первые афишные концерты группы «ДДТ». Вы также были организатором последнего концерта Сергея Курехина и последнего выступления Булата Окуджавы в Петербурге и почти 7 лет работали с «ДДТ»… То есть питерский рок – это Ваша главная тема жизни. Вместе с тем один год рядом с Цоем и вся жизнь посвящается ему….

- Цой – Планета, и чтобы ее изучить, нескольких жизней не хватит.

- Какие впечатления у Вас остались от первой встречи с Цоем? Как Вы познакомились?

- Он был красивый, стильный, во всем черном, стройный и очень интересный в общении. Мы впервые встретились с ним в июне 1988 года. «Кино» понадобился директор. Всё было очень просто. Мы оказались на квартире у ударника Георгия Гурьянова. Прямо здесь проходила репетиция группы «Кино», а я курил на кухне. Время от времени ко мне заходил Цой, но мы не разговаривали. Я не начинал разговор потому, что чувствовал, что он думал о великом. И всё-таки я его спросил: «Вить, как дела?». Потом мы, конечно же, разговорились. Так я стал директором «Кино».

Цой всегда с нами

- С вашим приходом у группы начался небывалый подъем. Как это получилось?  

- До меня популяризацией «Кино» никто практически не занимался. Мы организовали на ленинградском телевидении единственные в истории группы съемки. Там было записано три песни. Об этом мало кто знает. В 1989 году в Петергофе состоялась единственная фотосессия. Я организовал три зарубежные поездки с концертами – в Данию, Францию и Италию. Кроме этого нас пригласили в программу «Взгляд». Это принесло «Кино» всесоюзную известность.

- Что это было за время и почему личность Виктора Цоя оказалась «знаменем» целого поколения? 

- Это было время изгибов, а он их выпрямлял своим творчеством.

- Время Цоя … Как его охарактеризовать? Может ли оно повториться?

- Думаю, нет. Это было время большой искренности, большой веры, больших надежд. Сейчас всё гораздо более прагматично. Что Виктор был гением, многие поняли только после его смерти. Я это понял ещё при его жизни. Когда мы были с гастролями в Париже, то первой реакцией французов было: «Вот наконец-то появилась российская группа, которая ВЫГЛЯДИТ». Действительно, в то время на отечественной сцене музыканты «Кино» выглядели самыми стильными. Но дело, конечно, не только в стильной одежде. Дело в новых внутренних ценностях, которые они впервые озвучили в Советском Союзе. 

- Есть мнение, что гибель Цоя в Латвии была не случайностью. К 45-летию со дня рождения Цоя, Вы высказали версию, что не мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулем, а значит, нельзя отрицать версию убийства. Явно спланированного заранее... Что Вы думаете об этом теперь?

- Евгений Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт» Цой – Поэт, а поэты у нас часто уходят с загадкой… Сегодня невозможно проверить ни одну из версий гибели музыканта. Их много, как минимум пять. Он жил и творил ярко, и ушёл из жизни, как сгоревшая на небосклоне звезда.

- А может быть загадка в том, что к 1990-му году стало ясно, что Советскому Союзу недолго существовать. В таких условиях любая фигура, имевшая влияние на массовое сознание, автоматически становилась политической. Цой заявил об ожидании больших перемен и выступил во «Взгляде» с резкими выпадами в адрес власти…

- Кстати, Любимов и Листьев уже тогда понимали, насколько велика была личность Цоя. Участие Виктора в передаче очень долго согласовывалось с определёнными инстанциями. Тогда программа «Взгляд» была сверхпопулярной, а его ведущие - крутыми ребятами. Если тогда звездами были они, то потом зажглась «Звезда» Цоя. Она и сегодня светит нам, помогает в поисках справедливого мира.

- Если бы Цой был жив сегодня, как бы он себя ощущал в нынешней России?

- Сегодня – не время Цоя. Я думаю, он вел бы затворнический образ жизни. Писал бы музыку для кино и крайне редко выступал может быть. Хотя Цой сегодня гораздо нужнее, чем в те годы по моему мнению. К сожалению, сейчас нет в России музыкального трибуна, который мог бы повести за собой людей. Но стал бы это делать Цой? Не думаю. Сегодня нужно постоянно что-то кому-то доказывать, а Цой этого никогда не любил.

- Группа «Виктор» -  единственная официальная трибьют – группа. Какие обязательства накладывает на Вас это определение и в то же время какими правами на творчество Цоя Вы обладаете?

- Группа «Виктор» во главе с ее солистом Асхатом Калбаевым родом из Киргизии. Ребята собрались впервые в команду в июне 1995-го года. А обязательство у нас одно – пытаться соответствовать высокому назначению. Всеми же правами обладает компания «Мороз-Рекордз», которая дала нам добро на исполнение песен Виктора Цоя. Первый альбом группы назывался «Память».

- Недавно компания «Музыкальное право» подала три иска в Арбитражный суд Москвы к «Первому каналу» из-за использования песен Виктория Цоя в шоу «Голос». Общая сумма исковых требований составила полтора миллиона рублей. Это первый такой прецедент? Или такое уже было? Дело может быть не в деньгах, а в том, что творчество Цоя должно принадлежать всему народу, а не отдельным бизнесменам?

- Творчество Цоя должно принадлежать народу и принадлежит несмотря на все присущие нынешнему шоу-бизнесу интриги и «законы».

- Цой в кино. Это отдельная тема. Цой не раз был героем художественных и документальных фильмов. Сейчас фильмы о нём планируют снять Алексей Учитель и Кирилл Серебрянников. Сегодня имена этих режиссёров связаны со скандалами, а планируемые ленты находятся в подвешенном состоянии. Как Вы на это смотрите? И что для Вас было бы интересно увидеть в этих кинолентах?

- Конечно, новый взгляд на него самого и его творчество. Цой был бунтарь, и вспомнить его в год столетия Революции было бы логично и интересно. Он никогда никому ничего не навязывал. Вместе с тем не следовать за ним было просто невозможно. Такой силы была его харизма.   

Цой всегда с нами

- Можно ли связывать сегодняшнее состояние российского общества с новой волной интереса к творчеству Виктора Цоя? Необходим ли новому поколению молодёжи образ героя, кумира, простого парня из кочегарки, наполненного духовностью?

- Цой пел о том, что близко и понятно любому человеку, в какую бы эпоху он не жил: о любви, о жизни и смерти, о честности и смелости. Когда-то Борис Гребенщиков в песне «Глаз» провозгласил: «На этом месте должна быть звезда — я чувствую сквозняк оттого, что это место свободно». Место Цоя свободно и несвободно одновременно: он ушёл, но его музыка, песни, фильмы, жизненная философия остаются востребованы и сегодня.

- Хочется думать, что Цой всегда с нами! Спасибо за интервью. Встретимся на концерте в берлинском Columbiahalle! 

Начало концерта в 18.00

Билеты на сайте: www.biletru.de

 

Галина Ермонская

Мария Герн

Другие статьи автора:
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе