Оказалось, что Смехов уже долгие годы незримыми нитями связан с Германией: здесь воевал его отец (знаменитый математик и экономист), здесь жили и похоронены его родители, здесь в разных немецких театрах он поставил шесть опер. Но берлинские русскоязычные зрители для него особенно дороги: среди истинных знатоков русской литературы и поэзии много знакомых лиц. Когда актёр читал Иосифа Бродского и немного задумался, строчки были тут же подхвачены залом. И сегодня Берлин знает и читает русскую поэзию.
Последние годы Вениамин Смехов не был связан со знаменитой Таганкой. Он шёл своим творческим путём. Но считает работу в этом театре своим «золотым веком». На встрече с соотечественниками в Берлине он представил свою новую книгу «Золотой век» Таганки». Кстати, его книги и диски для детей были моментально раскуплены.
Отправной точкой встречи стало, конечно, напоминание об огромной утрате, которую понесла российская и мировая культура в связи с уходом из жизни Юрия Любимова. «Что такое театр на Таганке?, Это когда зритель – родной человек. Когда актёры обращаются не к «массе», а лично к каждому человеку. Это было абсолютно ново, и в этом был сам Любимов. В те годы Таганка воспринималась властями особенно враждебно. «Казнили» каждый спектакль… А начиналась Таганка со знаменитой пьесы Бертольдта Брехта «Добрый человек из Сезуана», - рассказывал Смехов.
«Поднимите руку, кто здесь из Донецка?», - неожиданно обратился к залу актёр. Всего лишь одна рука неуверенно поднялась вверх. «Я сейчас проехал по шести городам Германии и везде ищу донецких. Когда началась перестройка и люди вдруг начали свободно выражать свои мнения, то первыми оказались как раз донецкие шахтёры. Они бастовали у стен Белого Дома и упорно стучали своими шахтёрскими касками об брусчатку Красной Пресни. Тогда Володя Высоцкий дал большой концерт в Донецке в их поддержку. Вообще он любил Донецк, любил и хорошо понимал этих простых мужиков».
Дружба Смехова с Высоцким – это стержень его жизни. На вечере он прочитал личное письмо, которое написали ему Высоцкий и Золотухин, будучи на съёмках фильма «Хозяин тайги» в Красноярске. Оно свидетельствует о высочайшей степени доверия и нежной дружбы между ними. А также о том духе людей, которые в те сложные времена противостояли властям. Во время съёмок этого фильма Высоцкий написал две свои знаменитые песни: «Охота на волков», «Протопи ты мне баньку по – белому»...
Как интересно переплетаются времена. Многое из прошлого эхом звучит и сегодня. И потому, скажем, стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный», блестяще прочитанное Смеховым в этот вечер, было воспринято многочисленными зрителями абсолютно актуально. Большое трёхчасовое путешествие в русскую поэзию - Александр Пушкин, Сергей Есенин, Николай Гумилёв, Иосиф Бродский, Саша Чёрный, Владимир Маяковский, Бэлла Ахмадулина, поэты-фронтовики: Давид Самойлов, Александр Межеров, Борис Слуцкий - с выстраиванием авторских мостиков от одного поэта к другрму, от одного времени к другому, было потрясающим. Актёр предстал перед берлинским зрителем, как последний из «могикан», «глыба» российского интеллекта и культуры.
Его оценки событий и лиц, от которых мы сейчас отдалены, чрезвычайно интересны. Например, совершенно по-новому он представил фигуру Валерии Новодворской. Она тоже недавно ушла из жизни. Но как оказалось, косвенно была связана с Таганкой. Когда-то Евгений Евтушенко, который как и Андрей Вознесенский входил в худсовет театра, написал обращение против ввода советских войск в Чехословакию. Валерия Новодворская в свою очередь написала статью под названием «10 подвигов Евтушенко». Советуем почитать. Она есть в интернете. Так вот Смехов назвал её вторым великим гражданином после Сахарова.
Вечер в Берлине закончился стихами Булата Окуджавы. Уходить не хотелось...
Галина Ермонская
Мария Ермонская
Мария Ермонская
Kategorie: НОВОСТИ ГЕРМАНИИ, Посольство РФ