Во все времена трудовая деятельность учителя по праву относилась к социально значимым профессиям. Наряду с некоторыми другими, она обеспечивает принципиально значимую роль в обществе, формируя необходимые предпосылки для его стабильного функционирования и развития.
Более того, она объективно способствует формированию возможностей для влияния на будущие поколения.
«Стержневая» задача любого профессионально подготовленного учителя – воспитывать и обучать молодое поколение, без чего, собственно, весьма затруднительно выработать базовые жизненные навыки у ребят. Ведь помимо учёбы, именно в школе они приобщаются к социальной адаптации, знакомятся и усваивают элементарные нормы поведения, «впитывают» морально - нравственные правила, которые помогают им разобраться в «правильных» или «неправильных» поступках.
Общеизвестно, что успешность профессиональной деятельности учителя определяется гармоничным сочетанием у него навыков преподавания, знаний и личных характеристик. Сверх того: он должен обладать «благодушно неиссякаемым» терпением, преодолевать своё раздражение в различных ситуациях. От чего, собственно, во многом зависит психологическое здоровье самого учителя и его окружения, а также связанные с этим риски. А сделать это порой весьма и весьма затруднительно.
Об этом красноречиво свидетельствует научный – опрос исследование Центра сотрудничества Гёттингенского университетa им. Георга Августа (Georg-August-Universität), подтвержденный Профсоюзом образования и науки Берлина (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft Berlin, GEW). В ноябре 2023 года и в августе 2024 года было опрошено 2744 учителя относительно своей трудовой деятельности. В основном это касалось учителей начальных школ и преподавателей общественных школьных учреждений начального уровня.
По данным упомянутого исследования среди учителей: на основе переутомления 44% из них имеют симптомы рисков ухудшения здоровья, 23% - повышенные риски депрессии, у примерно 38% учителей - вынужденный алгоритм трудовой деятельности неблагоприятным образом сказывается на их физическом состоянии. Около 52 % опрошенных учителей признались, что работали более 7 дней в году при плохом состоянии здоровья, а у 24% респондентов просто не хватает времени на личные и семейные дела.
Более того, каждый третий учитель в Берлине считает, что его зарплата, профессиональный успех и признание не соответствуют его реальным усилиям. Многие учителя в Берлине также ожидают дальнейшее ухудшение своего профессионального положения.
К основным причинам сложившегося положения у учителей авторы исследования относят, в частности:
- нехватку времени;
- сверхурочную работу;
- избыточное число учащихся в классах;
- множество внеклассных задач, в том числе административно – хозяйственного содержания, которые частенько приходится решать учителям.
Тенденция по увеличению объема приведенных причинно – следственных факторов возрастает с каждым годом. Данные исследования и соответствующие рекомендации в этом аспекте направлены авторами берлинскому сенатору по вопросам образования, молодежи и семьи Катарине Гюнтер-Вюнш (Katharina Günther-Wünsch, Senatorin für Bildung, Jugend und Familie).