Дорогой Крис Деркон — это не начало письма милому другу, а дорогостоящий факт отставки уже бывшего директора легендарной берлинской театральной сцены Volksbühne. Всего пять месяцев назад мы писали о новом интенданте театра и о связанном с этим именем скандале. А уже 12 апреля этого года бельгийский куратор и театровед официально подал в отставку. Всего за полгода своей деятельности в Берлине бельгиец оставляет финансовые руины на месте успешной театральной сцены, прихватив ещё и зарплату на более чем полгода вперёд.
Новость об отставке директора Volksbühne Криса Деркона (Chris Dercon) всколыхнула берлинский театральный бомонд, хоть и мало кого удивила. Отставка с поста интенданта легендарного театра была лишь вопросом времени, потраченных нервов, искалеченных карьер и не в последнюю очередь — финансов. Театральный Берлин новость эту принял стоически и, выдохнув, начал подсчитывать убытки.
„Новое концептуальное начало“
Бельгийский театровед и куратор в отставку подал сам. Сейчас стала известна официальная формулировка причины такого решения: „необходимость нового концептуального начала“ развития берлинского театра Volksbühne. Тот факт, что само назначение на пост директора этого театра включал в себя то самое „новое концептуальное начало“, адвокат Деркона и сенатор Берлина по вопросам культуры Клаус Ледерер (Klaus Lederer) от партии „Левая“ (Die Linke), видимо, упустили из виду… Тем не менее, именно такую формулировку обязаны использовать СМИ, освещая события вокруг Volksbühne, о чём и договорились представители обеих сторон конфликта — Сенат Берлина и адвокат Деркона. Таким образом Деркон, по сути, покидает свой пост добровольно, так как театру Volksbühne необходимо „новое концептуальное начало“, а не из-за „нынешнего финансового положения театра“.
Надежда на миллион
А финансовое положение легендарного театра очень плачевно. И ухудшилось оно всего за последние считанные месяцы. Когда объявили о новом директоре Volksbühne, массовому хору протестующих выдвигали один из главных аргументов в пользу бельгийца: звёздный театровед и куратор с мировым именем за собой приведёт в немецкую столицу целую армию щедрых спонсоров и меценатов, готовых инвестировать в берлинский легендарный театр. На деле всё выглядело вполне прозаично. Первоначально Деркон рассчитывал на деньги спонсоров в размере 1,25 миллиона евро. По факту в кассу театра поступила лишь одна десятая заявленной суммы. А годовой бюджет театра уже был рассчитан с учётом этих бутафорных денег спонсоров.
Иллюзия аншлага
С первого месяца работы Деркона финансовая сторона Volksbühne переживала серьёзные потери. С одной стороны отсутствие спонсорских денег, с другой — непомерно высокие затраты на производство новых театральных постановок. Доходы от гастрольных выступлений не оправдали своих ожиданий. Деркон возлагал большие надежды на открытие „второй сцены Volksbühne“ на территории бывшего аэропорта Темпельхоф. Но знающие люди, только услышав об этой идее, в недоумении качали головой — неоправданно огромные средства на обустройство сцены в Темпельхофе не сможет окупиться даже самыми дерзкими мечтами об аншлагах. Впрочем, ни о каких аншлагах за последние месяцы и речи быть не могло. В общей сумме продажа театральных билетов упала на 20 %, до конца этого года ответственные лица ожидают дальнейшее снижение числа посетителей Volksbühne.
Но до конца года театру надо ещё продержаться целых девять месяцев. Клаус Ледерер заявил, что до декабря этого года репертуар утверждён и театр будет работать в нормальном режиме. У театра Volksbühne есть резерв в размере двух миллионов евро, которые придётся потратить, чтобы поддержать работу театральной сцены. Если этих денег не хватит, то государство будет вынуждено выделить деньги из городского бюджета.
Существенная, как можно предположить, часть расходов будет потрачена на зарплату бывшего директора театра Volksbühne Криса Деркона. От своих обязанностей он уже отстранился, однако до декабря этого года включительно он будет получать зарплату интенданта столичного театра. Годовая зарплата директоров ведущих театров в Германии достигает до 250 000 евро.
Занавес…
Ада Островская
Фото: David Baltzer