Иран, Тегеран. По городу колесит автомобиль, за рулем которого известный иранский режиссер в роли шофера. Лента Джафара Панахи «Такси» сочетает в себе, впрочем, как и всегда, политику и киноискусство.
Кинокамера, укрепленная в передней части салона и передвигаемая режиссером из стороны в сторону, показывает зрителям, пассажиров: мужчину, который занимается нелегальным сбытом голливудских фильмов на DVD, двух женщин эзотерического настроения, собирающихся на странные похороны, женщину, которая хочет доставить тяжелораненого в больницу и многих других, пишет Deutsche Welle.
Режиссер ничего не рассказывает нам про этих людей, предоставляя возможность самим решать, кто они – реальные пассажиры или персонажи фильма. И только в двух случаях все ясно. Сначала к Панахи в машину садится адвокат, известная защитница прав человека в Иране, Насрин Сотоудех. Потом Панахи-шофер везет свою десятилетнюю племянницу Ханну.
В пути режиссер беседует со своими пассажирами: о личном и общем, смертной казни, правах человека, о политике. Кажется, что это просто беседы, спонтанные, простые, без морализаторства.
«Прежде чем поучать других, надо сначала у себя навести порядок», - объяснил свою задумку Джафар Панахи после того, как узнал, что его фильм на кинофестивале Берлинале удостоился «Золотого медведя».
Вообще-то, Панахи не может давать интервью, покидать страну и снимать кино. В 2010 году он был осужден на шесть лет за антиправительственную деятельность и посажен под домашний арест. Но эти условия режиссер не соблюдает. Он часто появляется на публике, снимает кино и отправляет его «по тайным каналам» на зарубежные фестивали. Пока власти закрывают на это глаза, видимо, понимая, что жесткое преследование всемирно известного режиссера может привести к международным осложнениям. Но в Иране фильмы Панахи не показывают.
Фильм «Такси» с 23 июля в немецком кинопрокате. Не пропустите этот неординарный фильм, политический манифест, снятый с минимальными затратами, еще до начала съемок запрещенный к просмотру.