15075

Я играю программы с «композиторским взглядом»

22-го ноября в Музыкальном салоне им. М.И.Глинки Российского дома науки и культуры с большим успехом прошел сольный концерт Вениамина Левицкого – композитора, пианиста, президента Международной передвижной академии музыки. В программе с символичным названием «Состояния души» прозвучали произведения двух классиков русской музыки – Петра Ильича Чайковского и Александра Николаевича Скрябина, а также фортепианные композиции классика русского авангарда – Николая Андреевича Рославца. На бис пианист исполнил балладу собственного сочинения в симфоджазовом стиле. Наш разговор состоялся сразу после концерта.

Твое решение сделать концерт сейчас именно с этой программой – чем оно продиктовано?

Выражусь так: один из импульсов дан важной датой этого года – столетием со дня смерти Скрябина. Эта годовщина, пропустить которую было нельзя – и в принципе, и в силу моего особого отношения к Скрябину. Скрябин – это своего рода долг, с ним многое связывает, в прошлом году была программа в музее Скрябина с видеоинсталляцией, идея зрела давно, хотелось еще больше играть. С Чайковским дело обстоит похожим образом, ведь в 1990 году я получил гран-при на молодежном международном конкурсе именно за исполнение Чайковского. Фортепианная музыка Петра Ильича выделяется парадоксальным фактом: она очень неудобна для пианистов. Но при этом абсолютно симфонична и потому зачастую оказывается композиционно интереснее, чем у кого-либо другого. Прибавим сюда 175-летие в этом году. Таким образом, программа продиктована двумя юбилеями.

Считаешь ли ты себя специалистом по Скрябину, каким был, например, Софроницкий?

Я даже ездил к его дочери в Чехию, общался с ней. Но меня Скрябин интересует не просто как автор потрясающей музыки для фортепиано, которую я предпочитаю исполнять, но гораздо шире: во всех своих композиторских, творческих проявлениях. Мне кажется, что европейский музыкальный авангард очень тесно с ним связан, из него вырос. Увы, в этом никто не признается. Ни Штокхаузен, ни Мессиан. У Мессиана мы найдем и лады, и птиц, и экзотику, все это в достаточно механической манере. То есть там прослеживаются тенденции, идущие не только от Стравинского. И у Штокхаузена Скрябин присутствует, как ни странно. Ведь откуда мистика семь дней цикла «Свет»? Скрябинская мистерия тоже должна была длиться семь дней. У западных композиторов была возможность общаться с Марией, дочерью Скрябина, которая жила в Париже и многое издавала. Скрябин открыл очень многое. У Рославца эта линия продолжалась. У меня вообще есть идея заниматься исследованиями на тему «Скрябин и скрябинисты». Мне доводилось слышать, что Скрябин – это тупиковая ветвь, что это направление не получило развития, «не работает». Я не согласен, все работает, вплоть до Билла Эванса.

Да, джазовые ходы слышны в начале 8-й сонаты, которую ты исполнял сегодня. А 10-я соната строится на наращивании звуковых сочетаний, я бы назвал его чешуйчатым, на работе с определенными повторяющимися структурами...

Да, в этом есть что-то приближающееся вплотную к серийной технике. У Рославца – синтетаккорд, у Скрябина – «Прометей-аккорд», звукоряд, который лежит в основе поздних скрябинских сочинений, он и по горизонтали и по вертикали учитывается. Я хочу добавить, что Скрябин прочищает мозги и руки пианиста. Растить пианистов нужно на Скрябине. Александра Николаевича играть сложно из-за пиано и пианиссимо, требуется рафинированный подход, подчас, «закипает» мозг, когда его играешь.

Но Чайковского тоже играть сложно. В другом смысле.

Ты прав, Скрябин по языку и по тексту сложнее, а за кажушейся простотой и даже пресловутой сентиментальностью Чайковского прячется иная сложность: его сложнее играть с точки зрения пианизма и умения передать внутренний мир композитора. Так, кстати, обстоит и с Шопеном, который по-своему, как и Чайковский, был абсолютным романтиком в музыке, и даже с Моцартом, на так называемую простоту которого Чайковский определенным образом ориентировался. Я большой фанат пластинки Рихтера «Пьесы Чайковского». Этот диск создает особую атмосферу. Ведь дело тут и не в технической подкованности, и не в изобретальности, не в акробатических приемах, а настроении, которым живет произведение, которое заложено в него, отражая хабитус и модус самого композитора. Что касается меня, я всегда стараюсь при исполнении идти от внутренних закономерностей материала, от партитуры. Для меня очень важно, что в 1-й сонате Чайковского слышны мотивы и его 1-го фортепианного концерта и его 1-й симфонии. Я давно решил играть программы с «композиторским взглядом».

Твои предстоящие выступления в Москве как-то связаны с сегодняшним клавирабендом?

Да связаны напрямую. Получился некий тур: Пренцлау, Берлин, Москва, опять Берлин. В Москве – в музее им. Глинки, в Берлине – в салоне им. Глинки. Буду рад приветствовать берлинскую публику на моих новых концертах в декабре.

 Дмитрий Драгилёв

Другие статьи автора:
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd