25 марта в Берлине прошла многотысячная демонстрация в поддержку Единой Европы. В этот же день в Риме состоялся юбилейный саммит глав 27 стран, которые поставили свои подписи под новой Декларацией. Документ подписан, но вопросы остались… Акции по случаю 60-летия подписания Римских договоров, послуживших основой для образования ЕС, прошли в Италии, Германии, Польше, Великобритании и других европейских странах.
60 лет прошло со времени создания Европейского Союза. Это был период политической турбуленции, неравного экономического развития, падения границ, угрозы распада Евросоюза, но и продвижения вперёд по многим вопросам. В Берлине участники организованной различными проевропейскими объединениями и профсоюзами акции выступили за объединенную и свободную Европу и против "возвращения к национализму, разобщенности и конфронтации". Четыре тысячи человек плотными рядами прошли по Унтер ден Линден до Бранденбургских ворот, где и была разрушена символическая стена из картонных ящиков.
Нынешний марш уже оброс своими историями. В колоннах демонстрантов в Риме был замечен бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис, неоднозначно относящийся к самой идее Евросоюза. Российский миллиардер Алишер Усманов пожертвовал на обустройство зала, где проходил юбилейный саммит, 300 тысяч евро.
Знаменитая Бебельплац в Берлине, 11.30 утра. Весеннее солнечное утро. В 1933 году на этой площади по распоряжению Гитлера жгли книги великих писателей, преследуемых национал-социализмом. Фактически сжигали саму идею гуманизма и свободы человека в мире. После Второй мировой войны Европа стала особой территорией, где свобода человека, свобода личности была возведена до уровня культа. 60 лет назад в этой обстановке был создан Евросоюз. Но сегодня по мнению многих известных политических деятелей, а также просто европейцев Евросоюзу нужна перезагрузка. На открытии Саммита в Риме председатель Евросоюза Дональд Туск сказал такие слова: «Евросоюз будет единым или его вообще не будет». Такая жёсткая постановка вопроса, пожалуй, прозвучала впервые. Почему? Европейцы разделились на евроскептиков и убеждённых европейцев. Brexit? Grexit? Этими угрозами наполнен воздух Европы. Но люди, живущие в Европе, далеко неравнодушны к её судьбе. Так в Риме на шествие вышло 25 тысяч человек, в Лондоне – 40 тысяч человек. Европейцы перестали думать, что их личное участие ничего не может изменить.
В Берлин съехались люди из многих европейских стран, чтобы лично продемонстрировать своё единение. Пожилые англичане, мистер и миссис Стоун, посчитали жизненно необходимым прямо высказать свою позицию. «Возможно, надо было раньше начинать защищать Европу. Но лучше поздно, чем никогда». В эти утренние часы 25 марта Бебельплац просто расцвела европейскими флагами, транспарантами, голубыми с золотыми звёздами шариками. Демонстранты выступили за единую, свободную, открытую и социальную Европу. На транспарантах можно было прочитать главное, что их волнует сегодня – «Сохраним европейские ценности», «Защитим права человека в Европе», «Мы любим тебя, Европа!», «Европа – это то, что мы из неё сделаем», «Мы против конфронтации и национализма», «Долой стены в головах» …
Молодёжь, которую обвиняют сейчас в аполитичности и апатии, показала в этот день, что это далеко не так. Мари Хилиен, француженка, работает в Ирландии. Приехала в Берлин на марш, чтобы отдать свой голос за единую Европу. Она прекрасно понимает, что угрожает Европе. Зв что надо бороться и что отстаивать. Считает, что Brexit и Марин Лепен во Франции представляют угрозу. Или, например, за то, что сейчас можно учиться в одной стране Европы, а жить потом и работать в другой – за это ещё надо побороться. Как и за большие права для граждан. Беженцы не пугают её, «мы должны помогать людям, приехавшим к нам обрести лучшее будущее».
Молодая немка лет 25, активистка берлинского движения «Europa Union», одна из организаторов этого марша, Мэрием Збуковски прежде всего заявила, что это движение беспартийное и выступает против национализма, популизма, за свободную Европу. В краткой беседе с ней, когда мы шли в плотном ряду демонстрантов, она чётко обозначила приоритеты: открытые границы, больше возможности для граждан, солидарная Европа, единая валюта и, наконец, общее решение по беженцам. «Мы, молодые немцы, из так называемого поколения Erasmus (европейская программа обменов и учёбы в разных странах) уже пользуемся всеми преимуществами этой программы – можем учиться и работать в разных странах. И мы не хотим, чтобы нас ограничивали в этом нашем праве или отняли его вообще», - сказала она нам, поднимая всё выше и выше флаг Европейского Сообщества.
Настоящая берлинка Силке Шиллер рассказала, о чём мечтают люди в Европе. Конечно, о том, чтобы Европа вернулась к своим корням – истинной европейской культуре, толерантности, традициям, своей идентичности. Чтобы европейцы наконец-то реализовали свою старую послевоенную мечту о единой Европе. «Поэтому я сегодня здесь. И хочу, чтобы политики услышали мой голос», - сказала она.
«Я хочу дать знак Европе, которую сегодня пытаются разодрать на части, что мы не дадим этого сделать. Мы будем бороться против ультраправого популизма. Хочется надеяться, что Голландия останется в составе Евросоюза. Её народ всегда был и есть очень нейтральным», - такое мнение высказала одна из участниц митинга на Бебельплац. Символично, что эта немка пришла вместе со своими подругами восточного происхождения. Как видно, многие люди в Европе находят подход друг к другу.
Среди демонстрантов было немало людей на инвалидных колясках и костылях, в марше плечом к плечу шли родители и дети, представители сексуальных меньшинств, люди разных национальностей и вероисповеданий, разных профессий и политических убеждений. Такая она сегодня Европа.
Перед тем, как отправиться к Бранденбургским воротам, демонстранты образовали на Бебельплац огромный круг и, положив руки на плечи друг к другу, стали петь и танцевать под песню Фредди Меркури “We will rock you!“ (Мы вас раскачаем!) Главное разрушить «стены» в наших головах…
Так будет ли Европа единой? Если «пульс» Европы останется таким, как в день марша 25 марта, то скорее всего Евросоюз ждёт как минимум столетие.
Галина Ермонская
Фото: Мария Ермонская, Екатерина Савченко