Фото: Piero Chiussi / Agentur StandArt
Theatertreffen проводится именно в Берлине. И это – не просто дань традиции, но и определенная символика, связанная с основанием фестиваля. Ивонн Бюденхёльцер, руководитель Theatertreffen, в интервью информационному порталу berlin-ru.net рассказала, что «51 год назад, во времена Берлинской стены, фестиваль был задуман как окно на Запад. Раз в год окруженный Берлин получал возможность пригласить спектакли со всего немецкоязычного пространства в город за стеной. После падения стены было много дискуссий о релевантности фестиваля и о том, должен ли он проходить поочередно в разных городах». По мнению,Бюденхёльцер, «Theatertreffen принадлежит именно Берлину. Фестиваль меняется вместе с городом. Сейчас он стал больше, чем просто презентацией десяти самых заметных постановок. Сейчас – это место встречи специалистов, это кампус молодых талантов и, прежде всего, общественный фестиваль. Если раньше он был окном на Запад, то теперь стал окном в мир».
Но частному посетителю фестиваля все это не так уж важно. Для него Theatertreffen– это, скорее всего, своеобразное окно в самого себя, возможность увидеть на сцене, а значит почувствовать, узнать, ощутить всем телом то, что происходит в голове, сердце, в кармане, если хотите. Тогда посещение фестиваля становится похожим на утреннее чтение новостей. С одним только исключением. Все новости – про нас. Все герои – мы. Неважно, где происходит действие, в Мехико или Париже, Багдаде или Москве, Стамбуле или Берлине. И тогда… тогда начинается действие.
Нам удалось попасть на два фестивальных спектакля: «Another great year for fishing» и «Angst essen Seele auf». О них хочется рассказать немного поподробнее.
Фото: Piero Chiussi / Agentur StandArt
«Another great year for fishing» - путешествие-перформанс. Актер Том Струф (TomStruyf) и танцовщица Неле Хэнс (NeleHens) путешествуют от себя к себе, от вопросов к ответам, ищут запасной выход и пытаются понять, как жить в мире, где каждый всегда должен быть «быстрее, сложнее, счастливее». Формат постановки определяется сложно. Современный танец? Вроде нет. Фильм? Нет спецэффектов. Социальное исследование? Маловато статистики… Но когда зритель, образно выражаясь, перестает копаться в шкуре мамонта, весящей на стене, в надежде увидеть там знакомое made in China, а просто начинает слушать (вот-вот) именно слушать то, что происходит на сцене, верить тому, что происходит на сцене, не выискивая мухлежа и обмана, то становится понятно, что это спектакль-рассказ, спектакль-притча.
Однажды (и даже неважно, когда именно: после свадьбы, после завтрака, после разрыва с девушкой, после своего рождения…) главный герой вдруг замечает себя со стороны: грязная ванна в грязной квартире, жизнь, наполненная только одним смыслом - «делай, как все», и надпись «if you find yourself in a wrong story - leave» («если ты нашел себя в неправильной истории - уходи»). И герой действительно уходит, садится на первый поезд, уезжает куда-то, потом еще дальше, вперед, от себя, от привычной жизни. Он оказывается в Африке, теряется в Африке, ищет дорогу обратно, пытаясь следовать всего двум простым правилам: никогда не ездить в одиночестве, никогда не ездить в темноте. И вот одинокий мужчина на взятой на прокат машине едет сквозь ночь по африканской дороге, повторяя про себя правила, нарушая эти правила, в итоге оказываясь в отельном номере, в такой же грязной ванне, из которой он уже однажды сбежал.
Фото: gorki.de
И если вам кажется, что этот спектакль о том, что все ванные на земле – грязные, то это не совсем так. Хотя Том Струф и не утверждает обратного. Актер, с помощью своих «говорящих голов» (параллельно с действием на сцене происходит действие на большом экране, где люди, психологи, бизнесмены, политики, размышляют о жизни) хочет объяснить нам одну простую истину: в современном мире счастье стало одержимостью. Если ты не счастлив, значит ты плох, не пригоден для жизни. Но это не так, говорит Том. Для кого-то жизнь – это всего лишь путешествие от одной грязной ванне к другой. Важны ведь не только контрольные точки, но и сам вектор движения, направление, скорость, попутный ветер и то, какое количество правил ты при этом нарушил.
Пока зрители находятся в зрительном зале, они, вполне возможно, недоумевают от того, действительно ли этот спектакль можно отнести к десяти лучшим постановкам этого года. Причем не только в Германии, но и за ее пределами. Но к концу 80-го перформанса-путешествия, именно к этому моменту голубая рубашка Тома становится черной от пота, мы понимаем, что поприсутствовали не столько на спектакле, сколько на ритуале по изгнанию… не дьявола, конечно, но ненужного и неважного из жизни: этикетного счастья.
Второй спектакль «Angst essen Seele auf» на следующий день рефреном подхватывает эту идею, запевая ее веселой и немного бравурной рифмой – «счастье – это не всегда смешно, счастье – это не всегда красиво»…
Эту историю, написанную и снятую Райнером Вернером Фассбиндером в 1974 году, мы, конечно же, хорошо знаем. 60-летняя вдова Эмми, прячась от дождя в кнайпе, знакомится с гастарбайтером Али из Марокко, который на 20 лет моложе ее. Они танцуют, разговаривают… женятся. Но «Германия» (в лице соседей, продавцов в магазине по соседству, детей Эмми) не может понять этой странной любви. За спиной – перешептывания, нелепые предположения, угрозы, грубость. Впереди – жизнь вдвоем, наполненная непониманием. Ведь эти двое принадлежат к разным мирам, культурам, даже эпохам: Али говорит на ломаном немецком «Гитлер это есть плохо, Гитлер это есть нехорошо», а Эмми когда-то вступала в национал-социалистическую партию… Да, эти двое – совсем разные люди. Но есть у них и что-то общее. И это одиночество. Одиночество, которое будит тебя посреди ночи, заставляя сомневаться даже в тех светлых моментах жизни, которые ты уже успел пережить.
Спектакль потрясает, заставляет задуматься о шаблонности собственной жизни, о том, как, кого и по каким стандартам меряем мы сегодня. Конечно, современному зрителю некоторые моменты могут показаться явно переигранными. Например, отказ продавца магазина обслуживать Али только потому, что он иностранец. Или откровенное пренебрежение детей Анны к ее новому мужу. Или, или, или, или. Такими примерами наполнена большая часть спектакля, но все это не так уж важно, потому что серьезное и настоящее чувство двух людей справляется с внешним давлением. Возможно, оно и появилось вопреки. Но любовь, как и счастье – это не всегда легко, это не всегда весело и приятно. Мы знаем (и не только потому что когда-то смотрели Санта-Барбару), что что-то должно обязательно случится…
Спектакль «Angst essen Seele auf» - спектакль немного балаганный. Но только в том смысле, что каждый из его актеров имеет несколько ролей. Перемещаясь по сцене, меняются лица, эмоции, громкость звука и интонации. В этом великом хороводе каждая роль – красиво сделанная, но все-таки картонная маска. Не меняются только Али и Эмми. Не меняется и постоянный дождь (или снег?). Не меняется настоящая любовь. Нет, она не меняется, она только крепнет… Кстати, этот спектакль хорош еще и тем, что его можно будет увидеть и после завершения фестиваля. Он остается в городе, в театре Максима Горького, которому, собственно, и «принадлежит».
Фестиваль Theatertreffen продолжится до 17 мая и закончится спектаклем «Baal» по Бертольду Брехту. Совет редакции BERLIN24.RU – забыть / отложить / перенести на время все свои дела и… да, все просто, сходить в театр. Зачем? Может быть, нам всем нужна горькая пилюля таблеток от счастья? Не для того, чтобы пострадать. А для того, чтобы конкретно понять, чего же нам, собственно, хочется.