17415

Theatertreffen: таблетки от счастья

С 1 по 17 мая в Берлине проходит 52-ой театральный фестиваль Theatertreffen. В меню – 10 лучших театральных постановок года (по версии независимого жюри), которые были выбраны из более чем 400 проектов сезона. В меню – театры из Берлина, Мюнхена, Ганновера, Гамбурга, Штутгарта, Цюриха и Вены. В меню – новые лица и открытия, перемещения в пространстве и времени, воспоминания о прошлом и фантазии о будущем.
Theatertreffen: таблетки от счастья
Фото: Piero Chiussi / Agentur StandArt

Theatertreffen проводится именно в Берлине. И это – не просто дань традиции, но и определенная символика, связанная с основанием фестиваля. Ивонн Бюденхёльцер, руководитель Theatertreffen, в интервью информационному порталу berlin-ru.net рассказала, что «51 год назад, во времена Берлинской стены, фестиваль был задуман как окно на Запад. Раз в год окруженный Берлин получал возможность пригласить спектакли со всего немецкоязычного пространства в город за стеной. После падения стены было много дискуссий о релевантности фестиваля и о том, должен ли он проходить поочередно в разных городах». По мнению,Бюденхёльцер, «Theatertreffen принадлежит именно Берлину. Фестиваль меняется вместе с городом. Сейчас он стал больше, чем просто презентацией десяти самых заметных постановок. Сейчас – это место встречи специалистов, это кампус молодых талантов и, прежде всего, общественный фестиваль. Если раньше он был окном на Запад, то теперь стал окном в мир».

Но частному посетителю фестиваля все это не так уж важно. Для него Theatertreffen– это, скорее всего, своеобразное окно в самого себя, возможность увидеть на сцене, а значит почувствовать, узнать, ощутить всем телом то, что происходит в голове, сердце, в кармане, если хотите. Тогда посещение фестиваля становится похожим на утреннее чтение новостей. С одним только исключением. Все новости – про нас. Все герои – мы. Неважно, где происходит действие, в Мехико или Париже, Багдаде или Москве, Стамбуле или Берлине. И тогда… тогда начинается действие.

Нам удалось попасть на два фестивальных спектакля: «Another great year for fishing» и «Angst essen Seele auf». О них хочется рассказать немного поподробнее.
Theatertreffen: таблетки от счастья
Фото: Piero Chiussi / Agentur StandArt

«Another great year for fishing» - путешествие-перформанс. Актер Том Струф (TomStruyf) и танцовщица Неле Хэнс (NeleHens) путешествуют от себя к себе, от вопросов к ответам, ищут запасной выход и пытаются понять, как жить в мире, где каждый всегда должен быть «быстрее, сложнее, счастливее». Формат постановки определяется сложно. Современный танец? Вроде нет. Фильм? Нет спецэффектов. Социальное исследование? Маловато статистики… Но когда зритель, образно выражаясь, перестает копаться в шкуре мамонта, весящей на стене, в надежде увидеть там знакомое made in China, а просто начинает слушать (вот-вот) именно слушать то, что происходит на сцене, верить тому, что происходит на сцене, не выискивая мухлежа и обмана, то становится понятно, что это спектакль-рассказ, спектакль-притча.

Однажды (и даже неважно, когда именно: после свадьбы, после завтрака, после разрыва с девушкой, после своего рождения…) главный герой вдруг замечает себя со стороны: грязная ванна в грязной квартире, жизнь, наполненная только одним смыслом - «делай, как все», и надпись «if you find yourself in a wrong story - leave» («если ты нашел себя в неправильной истории - уходи»). И герой действительно уходит, садится на первый поезд, уезжает куда-то, потом еще дальше, вперед, от себя, от привычной жизни. Он оказывается в Африке, теряется в Африке, ищет дорогу обратно, пытаясь следовать всего двум простым правилам: никогда не ездить в одиночестве, никогда не ездить в темноте. И вот одинокий мужчина на взятой на прокат машине едет сквозь ночь по африканской дороге, повторяя про себя правила, нарушая эти правила, в итоге оказываясь в отельном номере, в такой же грязной ванне, из которой он уже однажды сбежал.
Theatertreffen: таблетки от счастья
Фото: gorki.de

И если вам кажется, что этот спектакль о том, что все ванные на земле – грязные, то это не совсем так. Хотя Том Струф и не утверждает обратного. Актер, с помощью своих «говорящих голов» (параллельно с действием на сцене происходит действие на большом экране, где люди, психологи, бизнесмены, политики, размышляют о жизни) хочет объяснить нам одну простую истину: в современном мире счастье стало одержимостью. Если ты не счастлив, значит ты плох, не пригоден для жизни. Но это не так, говорит Том. Для кого-то жизнь – это всего лишь путешествие от одной грязной ванне к другой. Важны ведь не только контрольные точки, но и сам вектор движения, направление, скорость, попутный ветер и то, какое количество правил ты при этом нарушил.

Пока зрители находятся в зрительном зале, они, вполне возможно, недоумевают от того, действительно ли этот спектакль можно отнести к десяти лучшим постановкам этого года. Причем не только в Германии, но и за ее пределами. Но к концу 80-го перформанса-путешествия, именно к этому моменту голубая рубашка Тома становится черной от пота, мы понимаем, что поприсутствовали не столько на спектакле, сколько на ритуале по изгнанию… не дьявола, конечно, но ненужного и неважного из жизни: этикетного счастья.

Второй спектакль «Angst essen Seele auf» на следующий день рефреном подхватывает эту идею, запевая ее веселой и немного бравурной рифмой – «счастье – это не всегда смешно, счастье – это не всегда красиво»…

Эту историю, написанную и снятую Райнером Вернером Фассбиндером в 1974 году, мы, конечно же, хорошо знаем. 60-летняя вдова Эмми, прячась от дождя в кнайпе, знакомится с гастарбайтером Али из Марокко, который на 20 лет моложе ее. Они танцуют, разговаривают… женятся. Но «Германия» (в лице соседей, продавцов в магазине по соседству, детей Эмми) не может понять этой странной любви. За спиной – перешептывания, нелепые предположения, угрозы, грубость. Впереди – жизнь вдвоем, наполненная непониманием. Ведь эти двое принадлежат к разным мирам, культурам, даже эпохам: Али говорит на ломаном немецком «Гитлер это есть плохо, Гитлер это есть нехорошо», а Эмми когда-то вступала в национал-социалистическую партию… Да, эти двое – совсем разные люди. Но есть у них и что-то общее. И это одиночество. Одиночество, которое будит тебя посреди ночи, заставляя сомневаться даже в тех светлых моментах жизни, которые ты уже успел пережить.

Спектакль потрясает, заставляет задуматься о шаблонности собственной жизни, о том, как, кого и по каким стандартам меряем мы сегодня. Конечно, современному зрителю некоторые моменты могут показаться явно переигранными. Например, отказ продавца магазина обслуживать Али только потому, что он иностранец. Или откровенное пренебрежение детей Анны к ее новому мужу. Или, или, или, или. Такими примерами наполнена большая часть спектакля, но все это не так уж важно, потому что серьезное и настоящее чувство двух людей справляется с внешним давлением. Возможно, оно и появилось вопреки. Но любовь, как и счастье – это не всегда легко, это не всегда весело и приятно. Мы знаем (и не только потому что когда-то смотрели Санта-Барбару), что что-то должно обязательно случится…

Спектакль «Angst essen Seele auf» - спектакль немного балаганный. Но только в том смысле, что каждый из его актеров имеет несколько ролей. Перемещаясь по сцене, меняются лица, эмоции, громкость звука и интонации. В этом великом хороводе каждая роль – красиво сделанная, но все-таки картонная маска. Не меняются только Али и Эмми. Не меняется и постоянный дождь (или снег?). Не меняется настоящая любовь. Нет, она не меняется, она только крепнет… Кстати, этот спектакль хорош еще и тем, что его можно будет увидеть и после завершения фестиваля. Он остается в городе, в театре Максима Горького, которому, собственно, и «принадлежит».

Фестиваль Theatertreffen продолжится до 17 мая и закончится спектаклем «Baal» по Бертольду Брехту. Совет редакции BERLIN24.RU – забыть / отложить / перенести на время все свои дела и… да, все просто, сходить в театр. Зачем? Может быть, нам всем нужна горькая пилюля таблеток от счастья? Не для того, чтобы пострадать. А для того, чтобы конкретно понять, чего же нам, собственно, хочется.

Другие статьи автора:
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.