Реклама на сайте
Войти
Диоптрии гротеска: театр «У Моста» в Берлине

Диоптрии гротеска: театр «У Моста» в Берлине

02.04.2015 21953
Я давно пришла к выводу, что «провинция» – понятие сугубо географическое, не всегда распространяющееся на духовную сферу. Когда мне сказали, что 26 и 27 марта в Берлинском Российском Доме науки и культуры два спектакля покажет «какой-то провинциальный театр из Перми», я рассмеялась: Провинциальный! Бог с вами! Пермский «Театр у Моста» входит в десятку лучших театров России! Его название «У Моста», с ударением на первый слог, уже давно из топографического, стало, как принято сейчас говорить, знаковым.

Этот авторский, мистический театр, созданный в 1988 году Сергеем Федотовым, участник 134 театральных фестивалей. Театр – номинант высшей театральной премии России «Золотая Маска» в 2008 и в 2012 годах и лауреат «Золотой Маски» в 2010 году (спектакль «Калека с Инишмана» – один из двух, показанных нынче в Берлине). «Мистический» – здесь не заштампованный эпитет: мистика для художественного руководителя театра Заслуженного артиста и Заслуженного деятель искусств РФ, лауреата Национальной премии Чехии Сергея Федотова – это особое мировоззрение, подчас метафора, раскрывающая психологию человеческих взаимоотношений, и взаимоотношений человека с внешним миром. Недаром в репертуаре театра, насчитывающем 25 спектаклей, такие авторы, как Гоголь, Булгаков, Достоевский, Шекспир и Стокер… И вообще, не мистика ли то, что, как признался Сергей Федотов, образ будущего спектакля часто приходит ему во сне.

Что касается второго эпитета – «авторский», то я бы вложила в него двоякий смысл. Во-первых, театр авторский, потому что режиссерский почерк Федотова узнаваем в каждом спектакле. Во-вторых, театр авторский в том смысле, что это Театр Авторов. Потому что главное режиссерское кредо Сергея Федотова: «Надо ставить не себя, а автора». Оно напоминает кредо Станиславского. Помните: «Любите не себя в искусстве, а искусство в себе»? А вместе с тем, говоря о своих учителях, Федотов называет Эфроса, Някрошюса и, в первую очередь, Михаила Чехова. При всем при том, Федотов режиссер актерский. Актеры «Театра у Моста» не играют, а живут на сцене.

Выступлением в Берлине «Театр у Моста» открыл гастрольное турне по Европе БЕРЛИН-ВЕНА-ПРАГА-БРАТИСЛАВА-БУДАПЕШТ. Открыл спектаклями «Зверь» по пьесе М. Гиндина и В. Синакевича и «Калека с Инишмана» ирландского драматурга Мартина МакДонаха.

Пьеса «Зверь» - это притча. Земля превратилась в Армагеддон. В последней битве Добра со Злом победило Зло. Чудом выжили считанные люди. Годами можно бродить по Земле в поисках себе подобных. Так и бродят Отец, Мать и Дочь в поисках человека, мужчины, Друга для Дочери, чтобы родила она Детеныша. Ведь Человек-со-стеклами-на-глазах, когда-то им сказал, что только так можно будет снова заселить землю.

Но авторы своей притчей предупреждают не только о том, что ядерная или другая техногенная катастрофа уничтожит большую часть людей, сотрёт их историческую память, уничтожит цивилизацию, вернет к добыванию огня высеканием искр из кремния. Они лишатся даже имен: лишь Дочь, Мать, Отец, Друг, Человек-со-стеклами-на-глазах… и Зверь.

О чем же еще предупреждают авторы? О том, как опасно видеть образ врага в непохожести. В авторской ремарке Зверь – молодой человек лет 24-25 с бородой и длинными волосами. Неважно, наклеили ли артисту бороду или только надели парик, как в «Театре у Моста», но зритель понимает, что это человек. Добрый, благородный, сохранивший некоторые атрибуты цивилизации. Ведь первый большой шаг к цивилизации был сделан тогда, когда доисторический человек овладел огнем – так что зажигалка, которая сохранилась у Зверя – это не просто зажигалка. Это символ. Но для безволосого семейства (даже Дочь –от рождения лысая) существо с «шерстью на морде» - уже Зверь. А встретившийся им грязный лысый подонок с животными инстинктами – человек, Друг. А как же! У него же на глазах стекла, очки. И Отец выбирает его в продолжатели рода человеческого. В финале спектакля «Театра у Моста» мы видим окончательно деградировавшее семейство и морально уничтоженного Зверя.

У авторов пьесы финал другой. Друг, захвативший «кульгарру» (снаряд, страшное наследие катастрофы), вот-вот взорвет ее. Лично я не уверена в том, что страшнее, быть стертым с лица земли или деградировать…

Финал – это не единственное отличие спектакля от сценария пьесы. У Гиндина и Синакевича, как в пьесах Брехта, действие перемежается зонгами, апеллирующими непосредственно к зрителям и комментирующими действие. Федотов, доверяя пониманию зрителей, отказался от зонгов.

Отказ от зонгов, призванных придать эпичность спектаклю, не умаляет его притчевости, но придает действию большую динамичность и упругость. Зрители Берлина по достоинству оценили работу режиссера и фантастическую игру актеров.

Второй из привезенных спектаклей – «Калека с Инишмана» современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Сергей Федотов первооткрыватель ирландского мира МакДонаха в России. Два слова о сюжете «Калеки с Инишмана». Сирота Калека Билли родился с ДЦП. Родители Билли погибли в море при неясных обстоятельствах, что составляет главную интригу пьесы. На соседний остров Инишмор приезжают американцы снимать фильм об Ирландии. Молодежь Инишмана, в том числе Калека Билли устремляются на Инишмор.

МакДонах-драматург ловко строит интригу. Время от времени в пьесе звучит вопрос, как погибли родители Билли. Все сплетни знает Пустозвон – этакий «Поте-журнал» острова. Когда почти в финале он раскрывает Билли «страшную тайну», мол, родители покончили с собой, чтобы на их страховку можно было подлечить сына, зрители принимают это за чистую монету. Удивляешься только, как это сплетник Пустозвон мог столько лет хранить тайну. Но оказывается, у МакДонаха в рукаве спрятан козырь. Из разговора теток становится ясным, что родители не покончили с собой, а утонули тогда, когда вышли на лодке в море, чтобы утопить там маленького калеку-сына. Спас ребенка именно никчемный Пустозвон. И образ Пустозвона оборачивается иной стороной.

«Калека с Инишмана» – комедия. Комедия, к которой в полной мере приложимы слова о видимом миру смехе сквозь невидимые, незримые для него слезы. Это роднит МакДонаха со столь любимым Федотовым Гоголем. Тем более что есть у МакДонаха своя Диканька – Аранские острова: Инишмор, Инишман и Инишир. Там живут его подчас нелепые, подчас трогательные, а подчас страшные герои. Впрочем, беспощадная порой откровенность драматурга в изображении персонажей – она ведь идет от любви, от не безразличия, от досады…

Да и досадует МакДонах, улыбаясь и приглашая зрителей тоже с улыбкой воспринимать недостатки и странности своих ирландцев. Для этого драматург прибегает к гротеску. Вообще гротеск – его стихия. Стихия, в которой комфортно и Сергею Федотову.

Когда смотришь «Калеку с Инишмана», внешний рисунок ролей вначале настораживает: гротескные тетки героя, еще более нелепый разносчик новостей, сплетник Пустозвон, дебил Бартли, чумовая девчонка Хелен и гениально имитирующий калеку с ДЦП – В. Скиданов…

Но, что такое гротеск? Гротеск – прием, предлагающий зрителям взглянуть на героев как бы сквозь очки с большим числом диоптрий. Гротеск укрупняет все достоинства и недостатки персонажа, помогая лучше узнать и понять его. Гротеск смешит, но смешит по-хорошему, так что вскоре растроганный, подобревший зритель вместе с драматургом, режиссером и актерами начинает любить всех этих физических и моральных калек, смешных и трогательных одновременно.

Правда, гротеск – опасный прием. От гротеска до карикатуры – один шаг. Стоит только перестараться с «диоптриями». Это, как в очках: лишние диоптрии не помогают, а мешают зрению. Чтобы удержаться на лезвии ножа, не переборщить, не пересолить, не «передиоптрить» необходимо обостренное чувство меры, а оно у Сергея Федотова, безусловно, есть.

В этом могли убедиться берлинцы, пришедшие на спектакль. И долгие овации, и крики «браво» по окончанию спектакля в равной мере предназначались как режиссеру, так и актерам и воплощенным ими героям пьесы.
Елена Колтунова


Теги: театр У Моста , РДНК , спектакль Калека с Инишмана , спектакль Зверь , спектакли в Берлине


Категории: Сегодня в новостях НОВОСТИ ГЕРМАНИИ Общество и политика

Читайте также:

Театр «У Моста» в Берлине, день второй
Театр «У Моста» в Берлине, день второй

Вчера, 26 марта, в Берлине прошел спектакль известного не только в России театра «У Моста» из города Пермь. На сцене Российского Дома Науки и Культуры режиссер театра Сергей Федотов представил спектакль «Зверь» пьесе Михаила Гиндина, Владимира Синакевича. В этом году спектаклю «Зверь» исполнилось 26 лет, но он не просто жив, он актуален до сих пор. После атомной катастрофы на Земле не осталось ничего: ни людей, ни городов, ни воспоминаний. Отец, Мать и Дочь – единственные люди на этой планете, бредущие по выжженной пустыне в поисках других людей. Они знают, что должны продлить жизнь во Вселенной, найти Друга для Дочери, чтобы они могла произвести Детеныша. Спектакль производит одновременно впечатление экзистенциального ужаса и дарит ощущение какого-то нервного покоя, который, наверное, бывает в психологических клиниках после обеда. Он задает вопросы: сколько в нас человеческого и сколько звериного? Как правильно надо жить, слушая свое сердце или голову? И сам отвечает на этот вопрос. Как раз этой атомной катастрофой, которая слизала все с лица Земли, оставив после себя несколько истерзанных душ, скорее даже не душ, а неких человекоподобных механизмов, в которых все еще не закончилась старая программа.

Легендарный Театр «У Моста» в Берлине
Легендарный Театр «У Моста» в Берлине

26 и 27 марта на сцене Российского Дома Науки и Культуры в Берлине пройдут спектакли пермского театра «У Моста» - единственного в мире мистического театра, трижды Номинанта и Лауреата Национальной премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», обладателя Гран-При XII Международного Театрального Форума «Золотой Витязь», обладателя 30-ти Гран-При зарубежных фестивалей, Чемпиона Индийской театральной Олимпиады, участника 133 международных фестивалей, входящего по рейтингу журнала Forbes в десятку лучших театров России. Спектакль «Зверь» по пьесе М.Гиндина и В.Синакевича - легендарный спектакль Театра «У Моста», вызвавший бурю споров, восторга, сделавший театр популярным в России и за рубежом. Действие разворачивается на обломках исчезнувшей цивилизации. Отец, Мать и Дочь – единственные люди, оставшиеся на Земле, бредут по выжженной атомной катастрофой пустыне в поисках других, себе подобных, дабы продолжить жизнь во Вселенной. Несмотря на леденящую душу атмосферу жизни после Армагеддона, спектакль оставляет ощущение света и катарсиса. Спектакль на русском языке с немецкими субтитрами. Спектакль «Калека с Инишмана» по пьесе М.МакДонаха - лауреат Национальной Театральной премии «Золотая Маска-2010», участник 27 фестивалей, обладатель 10 ГРАН-ПРИ. Это спектакль, в котором удивительным образом смешались смех сквозь слезы, горечь несбыточных мечтаний, романтическая любовь и невероятный обман, сыгравший мистическую роль в судьбе калеки Билли. Персонажи спектакля ужаснут и рассмешат, встревожат и вызовут сочувствие. Мы снова узнаем в чужой, далекой от нас жизни собственные муки и неразрешимые драмы нашего внутреннего существования. Спектакль на русском языке с немецкими субтитрами. Спектакль «Зверь» состоится 26 марта в 19:00. Спектакль «Калека с Инишмана» - 27 марта в 19:00. Бесплатные билеты – в кассе РДНК.

60 лет первому полёту человека в космос!
60 лет первому полёту человека в космос!

12 апреля в день 60-летия полёта первого человека в космос состоится тематический онлайн марафон Звёздный диктант “Поехали!”. Российский дом науки и культуры в Берлине приглашает всех желающих принять участие в международной гуманитарной акции.

Пандемия Фестивалю не помеха!
Пандемия Фестивалю не помеха!

Стали известны имена победителей детского Фестиваля чтецов, который вот уже на протяжении трех лет проводит в Германии один из крупнейших театров Западной Сибири: Сургутский музыкально – драматический театр Ханты – Мансийского автономного округа Югра Российской Федерации.

«Союзмультфильм» в Берлине - праздник для детей. И не только для них
«Союзмультфильм» в Берлине - праздник для детей. И не только для них

14 и 15 декабря Российский Дом науки и культуры в Берлине станет местом проведения Дней «Союзмультфильма». Мероприятие организовано в рамках проекта «Русские сезоны», проходящего в этом году в Германии.

Юбилейная Неделя российского кино в Берлине: артхаус, гости и блокбастеры
Юбилейная Неделя российского кино в Берлине: артхаус, гости и блокбастеры

С 25 ноября по 1 декабря пройдет юбилейная, уже 15-ая Неделя российского кино в Берлине. Зрителям будет представлено 14 новых российских картин с немецкими субтитрами. Откроет юбилейную Неделю российского кино немецкая премьера фильма Валерия Тодоровского «Одесса».

Александр фон Гумбольдт в России
Александр фон Гумбольдт в России

7 ноября в Российском Доме науки и культуры в Берлине (РДНК) состоится премьера спектакля «Humboldt. Was die Welt im Innersten zusammenhält» («Гумбольдт. Вселенной внутренняя связь»). Режиссер, автор сценария – Моника Госсманн (Германия).

«Большой этнографический диктант» в Берлине
«Большой этнографический диктант» в Берлине

1 ноября в Российском доме науке и культуре в Берлине (РДНК)  пройдёт всероссийская культурно-просветительская акция «Большой этнографический диктант». Диктант состоит из 30 заданий: 20 вопросов общегосударственного уровня и 10 вопросов регионального характера.  

Берлин. XIII Международный петровский конгресс «Россия и Германия в эпоху Петра Великого
Берлин. XIII Международный петровский конгресс «Россия и Германия в эпоху Петра Великого

24-25 октября в Берлине в Российском Доме науки и культуры (РДНК, Friedrichstrasse 176-179, 10117  Berlin) состоится XIII Международный петровский конгресс «Россия и Германия в эпоху Петра Великого: исторические и культурные связи». Он проводится в рамках международного культурного фестиваля «Русские сезоны – 2019» под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, Посольства Российской Федерации в Федеративной Республике Германия, комитета по культуре Санкт-Петербурга – структурного подразделения Правительства Санкт-Петербурга. 

Гастроли Сургутского музыкально-драматического театра в Берлине
Гастроли Сургутского музыкально-драматического театра в Берлине

С 22 по 30 сентября на главной сцене большого зрительного зала Российского Дома науки и культуры в Берлине пройдут выступления Сургутского музыкально-драматического театра. Это уже шестой гастрольный тур сибиряков в Германию. Открываются гастроли 27 сентября спектаклем «Шинель».

Знаменательная дата
Знаменательная дата

5 июля 1984-го года в Берлине на Фридрихштрассе (Friedrichstraße 176-179, 10117 Berlin)  был открыт Советский Дом науки и культуры (СДНК, ныне Российский Дом науки и культуры, РДНК). На сегодняшний день это – один из самых крупных и масштабных российских культурных центров в мире. Его здание размещается на общей площади 29 тыс. квадратных метров. 

Футбол сближает!
Футбол сближает!

8 июня первый футбольный турнир для любительских команд, основу которых составляют русскоговорящие жители самых разных федеральных земель Германии. Все они будут «биться» за престижный Кубок РДНК.

Гуманитарный проект в области публичной дипломатии (Цербст – Берлин)
Гуманитарный проект в области публичной дипломатии (Цербст – Берлин)

В Берлине завершился очередной «Международный дипломатический Форум»,  проходивший с 3-го по 5-ое июня (Цербст – Берлин). Он проводится с июня 2016 года дипломатической Академией МИД России при содействии МИД России и Федерального агентства Россотрудничество. Его главная цель – развитие международного научного и культурного диалога, обмен оценками и мнениями. Причем, в формате свободной научной дискуссии. 

Боголюбская икона Божией Матери в Берлине
Боголюбская икона Божией Матери в Берлине

До 5-го июня в залах Толстой/Чехов Российского дома науки и культуры в Берлине открыта цифровая выставка «Шедевры древнерусской живописи». На ней представлены произведения живописи из коллекции Государственного Русского музея.

«ИГРА МЫСЛЕЙ»
«ИГРА МЫСЛЕЙ»

25 мая 2019 года в Российском доме науки и культуры в Берлине в рамках проекта «Русские сезоны в Германии» открылась выставка ​русских и немецких художников «ИГРА МЫСЛЕЙ» (Gedankenspiel), которая является продолжением успешного прошлогоднего проекта "Тьма & Licht". На выставке представлены работы художников разных направлений, связанных одной сюжетной линией - линией вокруг мыслей.

Международный литературный фестиваль им. Алексея Парщикова «Дирижабль»
Международный литературный фестиваль им. Алексея Парщикова «Дирижабль»

Сразу на нескольких площадках столицы, в течение пяти дней с 21 по 25 мая, будет проходить Международный литературный фестиваль им. Алексея Парщикова «Дирижабль». Причем, впервые. Он приурочен к 65-летию со дня рождения одного из наиболее значительных русских поэтов рубежа ХХ и ХХI веков, жившего и творившего в Германии в 1996 – 2009 годах. 

«Война и мир Вадима Сидура»
«Война и мир Вадима Сидура»

25-го апреля в Российском Доме науки и культуры в Берлине открывается выставка Музейно-выставочного объединения «Манеж» «Война и мир Вадима Сидура», посвященная выдающемуся советскому скульптору и графику. Она проводится в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии, при поддержке Департамента культуры города Москвы и Федерального агентства «Россотрудничество». 

Есть возможность показать себя! Тотальный диктант в Берлине
Есть возможность показать себя! Тотальный диктант в Берлине

13-го апреля в Российском Доме науки и культуры в Берлине пройдет очередной Тотальный диктант. Читать диктант будет известный советский и российский актёр театра и кино, сценарист, литератор, лауреат многих художественных премий Вениамин Смехов.

Золотой ключик 2019
Золотой ключик 2019

С 28 февраля по 2 марта в Берлине в Российском Доме науки и культуры пройдет Международный конкурс детско-юношеских театральных коллективов "Золотой ключик 2019". Детско-юношеские театры из разный стран представят спектакли различных жанров - классические и современные сказки, детские мюзиклы, оперы, балет, куклы и т. д.

Берлин отмечает 75-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Берлин отмечает 75-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Вместе со всей Россией 27 и 28 января в Берлине в Российском Доме науки и культуры пройдут большие памятные мероприятия, посвящённые этой трагической дате. Они ещё раз расскажут беспощадную правду о великой трагедии в истории человечества.  

«Код Путина» или «Putin decodiert»: новый политический триллер немецкого политолога Александра Рара (Alexander Rahr)
«Код Путина» или «Putin decodiert»: новый политический триллер немецкого политолога Александра Рара (Alexander Rahr)

В знаменитом берлинском издательстве времён ГДР „Das Neue Berlin – der Eulenspiegel Verlagsgruppe Buchverlage“ вышла в свет на немецком языке книга с громким и загадочным названием, которое можно толковать по – разному. В русском варианте, который только в стадии перевода, название книги ещё до конца не определено. Это может быть «Код Путина разгадан» или вовсе по-другому. Но, так или иначе, книга эта, как ни странно, не о Путине.

Expolingua Berlin 2018
Expolingua Berlin 2018

С 16 по 17 ноября в Российском Доме науки и культуры (РДНК) в Берлине проходила 31-я ежегодная международная выставка языков и культур Expolingua Berlin 2018. В неё приняли участие около 150 экспонентов – государственных ведомств и общественных организаций, высших учебных заведений и образовательных центров, туристических компаний и издательств из 25 стран.

Другой Пушкин: «Между землёй и небом…»
Другой Пушкин: «Между землёй и небом…»

8 ноября в Российском Доме науки и культуры (РДНК) состоялась первая презентация скульптурного бюста А.С.Пушкина, выполненного немецким скульптором Анной Франциской Шварцбах (Anna Franziska Schwarzbach). Бюст был передан РДНК немецкое обществом А.С.Пушкина (Die Deutsche Puschkin-Gesellschafte.V.). На торжественной церемонии выступили Рольф Цандер (Rolf Zander), руководитель представительства РОССОТРУДНИЧЕСТВА в Германии, директор РДНК  Павел Извольский, спонсор создания бюста А.С.Пушкину доктор Райнер Опитц (Dr. Rainer Opitz) из Потсдама, представитель Посольства РФ в ФРГ.  

Юрий Грымов в Берлине: «Все мы проповедники…»
Юрий Грымов в Берлине: «Все мы проповедники…»

В этот раз в гостях у берлинских писателей был известный российский кинорежиссёр Юрий Грымов. А тема для разговора – роль библейских сюжетов в литературе и искусстве. Юрий Грымов привёз в Берлин свою картину 2015 года «Три сестры» по А.Чехову, которая была показана 5 октября в РДНК.

Вычисли шпиона первым! Кинопремьера фильма «Прощаться не будем» в Берлине
Вычисли шпиона первым! Кинопремьера фильма «Прощаться не будем» в Берлине

22 июня в РДНК, в День 77-й годовщины начала Великой Отечественной войны, состоится премьерный показ фильма «Прощаться не будем», организованный общественной организацией «Союз писателей межнационального согласия ФРГ». В представлении фильма примет участие актриса Анна Пескова, удостоенная премии за Лучшую роль второго плана.  Ведущий вечера - Президент Союза писателей Владимир Сергиенко.