Символично, что большой разговор с великим дирижёром нашего времени В. Гергиевым о судьбе Конкурса, в котором в этом году он впервые является сопредседателем жюри, состоялся в Берлине, в одной из уютных комнат для переговоров отеля Adlon, из окон которого хорошо видны Бранденбургские ворота – символ Германии. Прежде всего, стоит уточнить, что Гергиев вовсе не собирается «спасать» Московский конкурс. Это входит в его личную программу большого музыканта – гуманиста, встревоженного нынешним состоянием человеческого общества.
Сегодня в Берлине «варится» не только политика. По выражению самого Гергиева, Германия, как и Россия, по-прежнему остаются главными музыкальными державами мира. В эти последние дни февраля Гергиев дал подряд три концерта в Берлинской Филармонии, сыграв с Берлинским Филармоническим оркестром грандиозную и необычную программу: редко исполняемую Шестую симфонию С. Прокофьева и Четвертый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена (солистка Элен Гримо [Helene Grimaud], Канада). Такие концерты – это его модель культурного международного сотрудничества. Это его взгляд на мир, который интересует не только музыкантов. Не случайно на концерте были замечены министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble), президент Бундестага Норберт Ламерт( Norbert Lammert) и гениальный тенор Плачидо Доминго (Plácido Domingo), который солирует сейчас в Берлине в опере «Макбет».
Валерий Гергиев не любит больших пресс-конференций, где от музыканта порой требуют ответов на вопросы, далёкие от искусства. Но в преддверии Конкурса имени Чайковского он согласился на камерную беседу с немецкими журналистами.
После последнего Конкурса имени П. Чайковского немецкая пресса писала, что это был Конкурс, где «русские награждали русских». Это выражение в своём вопросе употребила Анастасия Буцко (Anastassie Boutsko), корреспондент радиостанции Deutsche Welle. Так вот на её вопрос о сверхзадаче нынешнего Конкурса В. Гергиев ответил так: «Премии, места, очень важны. Потому что это даёт мощный импульс для молодого музыканта развиваться дальше. Но давайте посмотрим на музыкальный мир шире – сквозь призму последних политических событий. Mеня страшат сегодня такие вещи, как созданное Исламское Государство с его отношением к личности и искусству. Необходимо остановить убийство людей только за то, что они придерживаются другой веры. Необходимо остановить варварское разрушение памятников древних культур. Но «сытый» мир тоже далеко небезупречен. На мой взгляд, и претендующие на мировое лидерство США не всегда правильно «читают партитуру». Мы должны ценить замечательное разнообразие наших культур.
В нынешнем жюри Конкурса собрались не просто легендарные музыканты, но именно люди с таким «планетарным» мышлением. Мы очень ждём, что Конкурс создаст интереснейшую музыкальную интригу. Что в нем на первый план выйдут, например, исполнители из арабских стран Ближнего Востока, Пакистана, Израиля, Тихоокеанского региона. Что на весь мир может быть прогремят имена музыкантов из небольших стран, скажем, Словении, Сербии, Черногории, а не только из Москвы и Парижа. Это покажет всему миру, что люди талантливы везде и идея превосходства одних народов над другими абсолютно ложная».
В 1958 году в Москве состоялся I Конкурс имени Чайковского. Тогдашний мальчишка из Техаса Ван Клиберн сделал то, что не смогли сделать политики и дипломаты. В условиях острейшего политического кризиса между СССР и Америкой, он восстановил культурный «мост» между странами. Его называли по-русски просто Ваня и полюбили всей страной, всем сердцем. А потому и Америка уже перестала казаться такой далёкой, непонятной и страшной.
В Берлин Гергиев приехал после больших гастролей по Америке, где с оркестром Мариинского театра в Корнеги-Холл выступал восходящая звезда, пианист из Узбекистана Бехзод Абдураимов. Вообще стало традицией, когда с подачи таких крупных личностей, как Валерий Гергиев, Ольга Бородина, Анна Нетребко, Плачидо Доминго в музыкальную жизнь входят молодые таланты. «Мы должны найти самых талантливых и ярких музыкантов, помочь им сделать первые шаги, причём сделать их правильно», - убеждённо говорил Гергиев во время встречи в «Адлоне».
Корреспондентку газеты „Frankfurter Allgemeine Zeitung“ Керстин Хольм (Kerstin Holm) интересовало буквально всё: не останется ли Мариинка без достаточного внимания Гергиева в связи с его занятостью на Конкурсе, в чём особенности развития музыкальных дарований в России , как и почему он согласился возглавить Мюнхенский Симфонический Оркестр.
Маргарита Цандер (Margarete Zander), известная в Германии радиожурналистка, особенно интересовалась тем, как идёт сотрудничество по линии созданной год назад при поддержке Газпрома Германия (GAZPROM Germania) Российско - немецкой музыкальной академии. Открытость, с которой Гергиев отвечал на вопросы, просто поражала. А на вопрос: «Имеете ли Вы поддержку от Президента Путина в проведении культурной политики в России?», - он ответил абсолютно прямо, не боясь быть причисленным к отряду особо приближённых лиц. «Путин просто умнее многих. Он хорошо понимает, что серьёзная культурная политика и образование важно для страны. Несмотря на сложную политическую обстановку, ему есть дело до классической музыки, создания детских хоров по всей России, строительства новых театров и концертных залов». Именно с этими идеями дирижёр выступил 24 декабря этого года на большом Всероссийском совещании губернаторов в Кремле и получил полную поддержку Президента.
Вела встречу в гостинице «Адлон» Татьяна Рексрот (Tatjana Rexroth), соучредитель Российско-немецкой музыкальной Академии. Встреча была организована Дирекцией Конкурса Чайковского и Берлинской фирмой RCCR PROJECTS GmbH.
Итак, впереди Конкурс, которого ждут молодые музыканты во всём мире. Замечательно, что их судьбу теперь будет решать квалифицированное жюри, в состав которого вошли выдающиеся музыканты. Будем ждать новых имён и желаем всем участникам удачи!
Галина Ермонская
Мария Ермонская
Мария Ермонская