Нос разгуливает по Берлину! Он простужен и чихает, зато легко и виртуозно отстукивает чечётку в ритме мегаполиса летнего сезона. В Komische Oper Berlin 16 июня состоялась громкая и во всех смыслах яркая премьера оперы Дмитрия Шостаковича „Нос“ по одноимённой повести Николая Гоголя. Спешите видеть! Следующие представления в этом сезоне 28 и 30 июня, а также 6 и 14 июля в Komische Oper Berlin.
„В самом деле, что же тут смешного — у человека пропал нос. Что же смеяться над бедным уродом: ни человеку жениться, ни в службу пойти. Хотел бы я посмотреть на любого из моих знакомых без носа. Заплакали бы, как миленькие,“ — размышлял Дмитрий Шостакович в мемуарах о своей первой опере „Нос“, которую композитор завершил в возрасте неполных 23 лет. Но на премьере в берлинской Komishe Oper никто не плакал. Отнюдь. Интендант оперного дома и режиссёр постановки „Нос“ Барри Коски (Barrie Kosky) создал на берлинской сцене логическое сумасшествие ярмарки абсурда, которую столичная публика заведомо ожидала и отблагодарила постановщика долгими овациями.
Оперное кино
Молодой 22-летний музыкант и начинающий композитор Дмитрий Шостакович в 1927 году подрабатывал в кинотеатрах, озвучивая своей игрой на фортепиано немое кино. В этот год он начал работу над созданием своей первой оперы. Впечатления от фильмов и духоты петроградских кинозалов отпечатались в работе Шостаковича над музыкальным произведением.
Сфокусированное внимание на сюжете, монтажный переход от одной сцены к другой, стремительное развитие истории на скорости поезда братьев Люмьер — такие кинематографические элементы на оперной сцене в первой половине ХХ века были новинками, взрывающими воображение зрителей. А чем можно поразить сегодняшнюю публику Берлина?
Русский фольклор
Эпатажем уже давно никто никого не удивляет. Скорее, наоборот — эпатаж стал традиционным блюдом в меню режиссёров оперных и театральных постановок. Сатирическая и абсурдная история о коллежском асессоре Платоне Ковалёве, потерявшего свой нос, рассказана Барри Коски в ярких красках и громких тонах, веселит, не особо погружаясь в интерпретацию произведения. Боярские бороды и шубы „а ля русь“, надетые на голые торсы и павлопосадские платки на обнажённых бёдрах танцоров, исполняющих канкан — образы яркие во всех смыслах, созданные художником по костюмам Буки Шифф (Bukki Shiff). По замыслу создателя костюмы и не должны были отображать какую-то историческую эпоху. Напротив, костюмированный винегрет из элементов русского фольклора и традиционных мундиров прекрасно вписывался во всеобщий ярмарочный контекст этой постановки.
Классика варьете
Коллежский асессор Ковалёв — прекрасный баритон Гюнтер Папенделль (Günter Papendell) — делит со своим слугой не только кров, но и постель. Впрочем, не это шокирует публику, а потеря главного органа героя оперы — носа. Вместо носа у Ковалёва красное пятно. Вместо пустоты — клоунада, вместо трагедии — фарс. „Я очень люблю сочетать моё пристрастие к затрёпанным варьете второсортных ночных клубов и трагедии больших классиков. А произведение Гоголя и Шостаковича буквально требует комбинации танцевальных ритмов варьете и польки на фоне подворотен большого города,“ — комментирует свою работу Барри Коски.
Удачная попытка связать фарс с трагедией вышла в сцене редакции городской газеты, куда в отчаянии прибегает безносый коллежский асессор. Редакция завалена пыльной макулатурой, чиновники в мундирах николаевской эпохи читают газету… „Правда“. Отказывая Ковалёву в публикации объявления о потерянном носе, редактор аргументирует: „Репутация газеты может пострадать, более того, нас могут обвинить и назвать по праву „Lügenpresse“!“
Динамика берлинской интерпретации оперы „Нос“ австралийского режиссёра стремительна, два часа пролетают незаметно в этом головокружительном абсурде. Но, в конечном итоге, ключевые темы произведения — паранойя потери, комплексы неполноценности, страх кастрации — всё это сублимировалось в образе десятка громадных носов на ножках. Они бодро отбивают чечётку на сцене, а в свободное время разгуливают по Берлину в хорошую погоду. Один из носов простужен и чихает. Берлинская публика от души желает здоровья!
Evgenia Grabovska
Фото: Iko Freese / drama-berlin.de
Теги: Комическая опера в Берлине , опера в Берлине , Берлинская премьера оперы „Нос“ , Komische Oper Berlin , Опера «Нос» в Берлине