Неопровержимый факт: вот уже на протяжении ряда лет в Берлине остро ощущается явная нехватка квалифицированных кадров в детских учреждениях – KiTa.
Kita (Kindertagesstatte) – традиционное наименование детских учреждений в федеральной земле Берлин (в других землях они могут называться иначе). Порой они могут совмещать ясли и детский сад. Или разделяться по своему содержанию и находиться на разных объектах. Делятся по отдельным возрастным категориям детей и продолжительности их ежедневного пребывания в Kita. Как правило, они квалифицируются по профильным подходам к образовательным предметам. А таковых Kita по последним данным Сената Берлина - 2900, с общим числом детей в них 170 тысяч.
К большому сожалению, администрации Kita часто вынуждены приглашать на работу лиц, не имеющих надлежащего педагогического образования. Что, в свою очередь, негативным образом сказывается на выполнении прямых обязанностей уже работающих сотрудников. Поскольку объективно им приходится активно помогать менее квалифицированным коллегам хоть как-то «справляться» с работой. При этом даже у «маститых», опытных воспитателей неизбежно возникновение чрезмерных нагрузок в воспитательном процессе, и, как следствие, психологические надрывы и стрессы.
Эти и другие, не менее важные вопросы, связанные с работой детских дошкольных учреждений, стали предметом обсуждения на очередном заседании «Круглого стола Kita» (Runde Tisch Kita). Он был учрежден в ноябре 2024 года с целью открытого обсуждения всеми заинтересованными сторонами путей улучшения условий работы в упомянутых для детей учреждениях Берлина. В ходе дискуссии сенатор Берлина по вопросам образования, молодежи и семьи Катарина Гюнтер-Вюнш (Katharina Günther-Wünsch, Senatorin für Bildung, Jugend und Familie) представила весьма притязательный план по улучшению условий труда для сотрудников Kita, включающий существенные изменения в их штатном расписании и в системе повышения квалификации сотрудников.
По большому счету таких очевидных «новшеств» для Kita два:
- уменьшение численности детей в группах (то есть уменьшение количества детей на одного воспитателя). Что позволит сотрудникам уделять больше индивидуального внимания каждому малышу, способствуя тем самым его более эффективному обучению и развитию;
- введение для сотрудников Kita двух «свободных» дней (в течение года) с целью их целенаправленной профессиональной подготовки и повышения квалификации. Таким образом, воспитатели смогут изучать новые методики, совершенствовать свои навыки без ущерба для своего основного рабочего времени по уходу за детьми.
Важно отметить, что осуществление упомянутых и некоторых других изменений, безусловно, подразумевает использование существенных финансовых ресурсов.
В этом контексте примечательно высказывание сенатора Катарины Гюнтер-Вюнш: «Эти меры помогут удержать квалифицированных работников в данной системе дошкольных учреждений в долгосрочной перспективе. В особенности, в условиях нехватки соответствующим образом подготовленных кадров. Важно поддержать их и предложить лучшие условия труда. Считаю, что эти инвестиции в будущее стоят того – для Kita, воспитателей, специалистов и, несомненно, для детей Берлина».