До недавнего времени, Федеральное министерство здравоохранения Германии (Bundesgesundheitsministeriums, BMG), возглавляемое Йенсом Шпаном (Jens Spahn), обнадеживающе рассматривало препарат AstraZeneca для вакцинации населения от коронавируса вполне безопасным и явно приемлемым для использования в странах Европейского союза (ЕС).
Справочно: упомянутая вакцина разработана британско – шведской биофармацевтической компанией AstraZeneca совместно с Университетом Оксфорда (Англия). Компания зарегистрирована в Великобритании.
Но произошло неожиданное обременение. Вал срочных тревожных сообщений о возможности образования тромбозов в венозной системе мозга у пациентов (в ряде случаев – с летальным исходом), привитых AstraZeneca, заставил сразу ряд стран временно отказаться от использования данной вакциной, в том числе: Австрия, Дания, Норвегия, Исландия, Испания, Румыния, Таиланд, Болгария. Отдельные партии вакцины AstraZeneca запретили использовать в Эстонии, Литве, Люксембурге, на Кипре и в Латвии. Решили приостановить вакцинацию препаратом AstraZeneca власти Италии, Франции, Германии, Швеции.
В ходе проводимых неотложных исследовательских мероприятий, Европейское агентство лекарственных средств (European Medicines Agency, EMA) не выявило до настоящего времени прямой связи между использованием вакцины AstraZeneca и формированием тромбозов. Иными словами: между возможным неудовлетворительным качеством данного препарата и возникновением (как следствие от его применения) неблагоприятных побочных эффектов.
Позиция EMA на данный момент: «Преимущества вакцины AstraZeneca продолжают превалировать над ее рисками. Её следует использовать и дальше». Посыл небесспорный и весьма сомнительный: как можно рассуждать о рисках (или их отсутствии) вакцины, если они до конца не изучены? А приостановка производства AstraZeneca происходит уже второй раз с момента ее создания.
В этом аспекте, предпринятая BMG вынужденная, но очень важная мера «в качестве осмотрительной» по временной остановке вакцинации препаратом AstraZeneca, вызывает понимание и уважение. Экспертам и специалистам необходимо время для определения причин (если они есть) нежелательных побочных явлений вакцины. Очевидно, что данное решение далось непросто.
По мнению депутата от столичного округа Марцан в Палате депутатов Берлина (Abgeordnetenhaus von Berlin), председателя (на общественных началах) Берлинского отделения Красного Креста (DRK) Марио Чая (Mario Czaja): «Всем нам необходимо приложить еще больше усилий, чтобы без какой- либо идеологической подоплеки гарантированно обеспечить уже протестированные вакцины к их быстрому утверждению. Это в полной мере относится и к российскому Sputnik-V».
Уместно напомнить, что оно в настоящее время проходит испытания в EMA. Специалисты и эксперты Института им. Роберта Коха (федеральный институт Германии по изучению инфекционных заболеваний и непереносимых болезней, Robert Koch-Institut) и Университетского медицинского комплекса «Шарите» (Charite) в Берлине уже дали положительную оценку Sputnik-V.
В целом, немецкими вирусологами не исключается, что применение российской вакцины поможет и будет весьма кстати при массовой вакцинации даже после того, как препарат AstraZeneca будет снова одобрен.