Впервые в Германии на арт-площадке HELLERAU – Европейского центра искусств с 10-го по 25-е января в рамках фестиваля «Карусель – современные позиции русского искусства» у посетителей появится возможность в широком формате увидеть представителей молодого поколения русского искусства. Своими проектами из области театра, музыки и перформанса – среди них 11 показов станут в Германии премьерными – они продемонстрируют мозаичную картину русской современности.
HELLERAU свои актуальные работы в целом представят около 150 деятелей искусства, работники сферы культуры, ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, Краснодара, Ростова-на-Дону. Форматы фестиваля позволят познакомиться друг с другом не только актерам и зрителям, но и российским и немецким представителям искусства и заинтересованной профессиональной аудитории.
Откроет фестиваль режиссер и композитор Владимир Раннев, представив свое мультимедийное сценическое произведение оперу «Проза» из Электротеатра Станиславский в Москве, который за последние годы стал одним из важных центров и лабораторий современного музыкального театра. Постановка, созданная на основе текстов Юрия Мамлеева и Антона Чехова, захватывает своими сильными картинами и музыкальными темами, которыми невозможно не проникнуться. Опера получила многочисленные награды. Среди них – Национальная театральная премия «Золотая Маска» в 2019 году, Российская оперная премия «Casta Diva» в 2018 году, премия «Чистый звук» за диск «Проза» в 2019 году, Приз музыкальных критиков в 2018 году.
В пятницу 11-го января и в субботу 12-го января впервые в Германии свой инклюзивный долгосрочный арт-проект «Квартира» представит Борис Павлович. Театральный режиссер, опираясь на квартирные разговоры группы деятелей искусства ОБЭРИУ в Ленинграде в 20-е годы, создал место встречи для актеров с ограничениями и без. Две пьесы, возникшие в этой исследовательской лаборатории, можно будет увидеть в рамках «Карусели»: «Фабрика историй» заставляет устранить границы между вымыслом и реальностью, в то время как «Разговоры» посредством игровых модулей создают совместный театр здесь и сейчас, допускающий взаимодействие на равных.
К молодому поколению режиссеров русского театра относится Дмитрий Волкострелов со своим «театром post». Режиссер, экспериментируя с разнообразными зрительскими группами, генерирует при этом необычные встречи. Пьеса «Поле» (показ 15-го и 16-го января) посвящена квантовой физике и является конструктом нелинейных действий, сценический текст которого следует математическому алгоритму. Лекция-перформанс Волкострелова «Я свободен» (показ 17-го января) состоит из 535 фотографий и 13 подписей под ними и уже самим этим создает невербальный нарратив. Кроме того, «театр post» представит 17 января спектакль «Диджей Павел» – дискотеку-перформанс, которую следует понимать, как реенактмент советской поп-эстрады 1980-х годов.
В четверг, 16-го января, художник из Новосибирска Полина Кардымон представит аудиальный перформанс, куда входят народные песни, арранжированные для трех голосов: колыбельные, свадебные, похоронные. Сближаясь с народной культурой, исполнительницы декодируют значение песен и снова для нас их открывают. «Коромысли» – это разговор о старых традициях на новом языке.
В своей работе «со-прикосновение» (показы 17-го и 19-го января) Кристина Петрова задействует полученное образование социолога и перформера: в рамках интерактивного перформанса зрители с завязанными глазами переживают события и истории посредством музыкальных композиций, движений, прикосновений. Совместно с саунд-художником перформером Катей Решетниковой и перформером Верой Щелкиной Петрова создает перформанс, в центре которого – внимание людей друг к другу и симпатия.
Роман Радмилы Хаковой «147 свиданий» лег в основу постановки Ксении Шачневой «147». Публикация романа вызвала скандал. В нем автор откровенно рассказывает о своей жизни одинокой женщины и о своем опыте знакомств в стране, где одинокие женщины все еще продолжают сталкиваться с дискриминацией. Ксения Шачнева целенаправленно подхватывает тематику нарратива и 17-го и 18-го января ответит на вопрос, как в быстро развивающемся мире изменяются наши отношения.
Тимофей Кулябин, получивший международное признание своим спектаклем «Три сестры» на языке мимики и жеста, и театр «Красный факел» представят 18-го и 19-го января свою новейшую работу «Дети солнца» из Новосибирска. В своей работе Кулябин, который является одним из самых известных молодых режиссеров России, переносит действо пьесы Горького «Дети солнца» в современность – в среду русских экспатриантов в Калифорнии. У Горького мы видим страх перед грядущим XX столетием и загорающейся на горизонте революцией, в то время как у Кулябина этот страх возникает перед новым тысячелетием. 2000 год сменяет 1999 год, становясь тем самым поворотным пунктом для новейшей русской истории – Владимир Путин сменяет Бориса Ельцина.
Намеренной смены перспективы добивается группа художников Театр.doc. Комедия абсурда «Человек из Подольска» рассказывает историю русского рядового гражданина, который испытывает на себе давление со стороны культурных полицейских, заставляющих его любить свою родину. Отступая от широко распространенного образа российской полиции, которая ассоциируется с насилием и подавлением свободы, полицейские в этой пьесе совсем другие: образованы, начитаны, дружелюбны. Театр.doc был создан несколькими драматургами, как независимый коллективный проект и работает в жанре театра документальной пьесы, основываясь при этом на оригинальных текстах, интервью, жизненных историях реальных людей.
24-го и 25-го января Театр.doc впервые можно будет увидеть в Германии.
Из Санкт-Петербурга будет показан феминистический растительный перформанс «Сад» группы перфомеров zh v yu. Работа коллектива отмечается постоянным изучением различных танцевальных техник, исследованием телесности и движения. В рамках фестиваля 24-го и 25-го января в HELLERAU можно будет увидеть необычный перформанс, в котором исполнительницы представят «женские» танцы как проявление эмансипации.
Завершение фестиваля 24-го и 25-го января Театр «Практика» из Москвы вместе с Максимом Диденко представит динамичную постановку «Чапаев и пустота». В основу текста пьесы лег культовый роман Виктора Пелевина «Мизинец Будды», вышедший в свет в 1996 году. В сильной, запоминающейся и чрезвычайно разнообразной форме Диденко инсценирует роман, как пробег по русской истории и современности.
Сценическая программа фестиваля будет дополнена концертной, демонстрирующей многообразие русской культурной сферы:
музыкант и продюсер из Москвы Павел Миляков, более известный как BUTTECHNO, является одним из важных представителей этого направления. Павел – сооснователь формации Johns‘ Kingdom, лейбла «группы достаточно неизвестных артистов» русского танцевального авангарда. В рамках «Карусели» BUTTECHNO выступит 11 января в клубе «objekt klein a».
11 января состоится Russian Karaoke Night. Здесь гости сами могут взять в руки микрофон и исполнить великолепные русские хиты. Невозможно будет устоять перед смелым грувом команды Shortparis, сочетающим в себе темную электронную музыку с пост-панком, нойзом и шансоном. Глубоко укореняясь в эстетике декаданса и тесно переплетаясь с темными лабиринтами русской души, тексты песен идут в обратном направлении, чем от них ожидается в первый момент. Команду с ее захватывающим перформансом можно увидеть 18 января в HELLERAU.
В рамках фестиваля «Карусель» HELLERAU предоставляет гостевое пребывание композиторам из России. В сотрудничестве с Международной академией молодых композиторов в Чайковском приглашены Дарья Звездина (*1990), Олег Гудачев (*1988), Кирилл Широков (*1990). Вместе с A&C String Quartet молодые композиторы 21 января выступят в качестве гостей с некоторыми своими актуальными произведениями в Dienstagssalon дрезденского художника и ведущего Макса Радеманна.
Кроме того, во время фестиваля арт-пространство в разнообразных форматах вместит в себя три инсталляции.
В рамках своего долгосрочного проекта «21 – воспоминание о взрослении» Мац Штауб беседует с людьми разного возраста о том времени, когда им исполнился 21 год и какие воспоминания они об этом сохранили. Переходя из пространства в пространство, инсталляция расширяет свой масштаб.
Молодая художница Дарья Сиренко в рамках своей арт-акции «Тихий пикет» представит результаты своего информационного поиска по теме домашнего насилия.
В арт-пространстве HELLERAU художница Виктория Ломаско будет работать в студии над созданием настенной фрески. Героями ее работ являются представители различных маргинальных групп – секс-рабыни, женщины из тайных клубов для лесбиянок, учителя покинутой деревенской школы.
Во все дни фестиваля инсталляции начинают свою работу за час до начала фестивальной программы в HELLERAU.
Масштабная рамочная программа с докладами, в том числе беседа с публицистом, историком и автором Герадом Кёненом, посвящена российско-германским отношениям. О будущем русского театра расскажет Марина Давыдова, главный редактор журнала Театр и арт-директор фестиваля «NET».
18-го января в течение дня Театральный форум приглашает в рамках небольших презентаций и бесед принять участие в диалоге с независимыми российскими площадками и коллективами и немецкими театральными деятелями.
Фестиваль будет дополнен мастер-классами и кинопрограммой в Thalia Cinema. Показаны будут редкие короткометражные фильмы одного из влиятельных режиссеров современности Александра Сокурова – элегии, собранные под названием «Хроники перемен», а также «Лето» Кирилла Серебренникова – оммаж двум легендам русской рок-истории.
Кураторы фестиваля: Карена Шлевитт, Йоганнес Кирстен, Моритц Лобек.
Проведение фестиваля «Карусель» финансируется Федеральным фондом культуры Германии, Фондом восточногерманских сбербанков совместно с Восточносаксонским сбербанком Дрездена и Фондом культуры Республики Саксония.