45 молодых музыкантов из России и 45 из Германии вышли в этот вечер на сцену лучшего Концертного зала Берлина. Война, стоявшая столько лет между двумя народами, в осознании молодых музыкантов больше не преграда для общего продвижения вперёд, дружбы и взаимопонимания. «Бриллианты» немецкой и российской музыкальной культуры блеснули в этом концерте так ярко, что многочисленная публика (а среди неё были не только немцы и русские, но и японцы, китайцы, африканцы, испанцы, французы и англичане) слилась в один народ, явно не желающий больше никаких мировых катастроф и потрясений. Просветлённые лица зрителей, руки, будто сложенные для молитвы…
Зал восторженно принимал молодых россиян и немцев, понимая, что за ними Будущее. И не только в музыке. Каким будет мир – жёстким в своём противостоянии или мы всё-таки начнём понимать друг друга?
Министр иностранных дел Германии Франк – Вальтер Штайнмайер написал в своём обращении к слушателям концерта: «Спустя 70 лет после тех неизмеримых страданий, которые принесли немцы во Второй Мировой войне миллионам людей, мы помним об этих событиях вместе со всем миром. Русские, немцы и все народы Европы разделяют общий постулат «Никогда больше!» и общую ответственность за мир в едином Европейском доме. Именно в нынешние дни он представляется особенно важным, чтобы мы об этом не забывали». А министр иностранных дел России Сергей Лавров в своём обращении назвал проект, реализуемый под патронатом маэстро Валерия Гергиева, «важным вкладом в благородные усилия по укреплению доверия и взаимопонимания между нашими странами и в целом в европейских делах».
Идея создания Российско-Немецкой музыкальной Академии принадлежит удивительной женщине Татьяне Рексрот (Tatjana Rexroth), которую по праву называют сегодня «русской душой» проекта, Послом двух культур, Жанной Д’Арк продвижения российской культуры на Западе. Академия была создана в 2012 году, а с 2013 года художественным руководителем Академии стал дирижёр Валерий Гергиев. Семья Рексрот создала фирму - RCCR Projects GmbH - Room for Culture and Communication of Rexroth Projects, которая шаг за шагом идёт по пути сближения двух культур, корни которых лежат в общей тысячелетней истории русских и немцев. Об этом сказал, открывая концерт, Герман Парцингер (Hermann Parzinger), Президент Фонда Прусского Культурного наследия: «Русская культура – неотъемлемая часть европейской культуры. В лучших залах Германии звучат сегодня Стравинский, Чайковский, Прокофьев, Рахманинов... И это несмотря на великую трагедию, которую мы пережили. В каждую российскую семью война принесла адскую боль, но поверьте, немцы также страдали».
Наши народы действительно близки. Иначе не объяснить, например, то, что русские так фантастически тонко исполняют произведения современных немецких композиторов. Концерт открылся исполнением увертюры «Con Brio» молодого немецкого композитора Йорга Видмана (Jörg Widmann). Какие-то шорохи, новые звуки, инновации, короткое порывистое дыхание, грани человеческой судьбы и звуки охотничьих рожков из глубокого прошлого. А в целом – глубочайшее осознание жизни. Произведение посвящено памяти великого Бетховена. Будет ли Видман новым Альфредом Шнитке? Скорее всего.
«Я потрясён тем, как маэстро Гергиев и молодые музыканты прочитали моё сочинение», - сказал он нам ещё во время генеральной репетиции. Валерий Гергиев несколько раз прямо обращался к композитору, чтобы согласовать детали: «Сделаем здесь чуть медленнее, а здесь крещендо...». Кстати, генеральная репетиция шла на английском языке. Гергиев был удивительно спокоен, но потрясающе убедителен. Каждое замечание – на вес золота, подарок судьбы для молодого исполнителя. И они отвечали своему маэстро влюблёнными глазами, проникновением в саму «душу» музыки, желанием сыграть всё лучше и лучше.
Небольшое интервью с Видманом в перерыве генеральной репетиции открыло немало нового в понимании, как рождаются музыкальные контакты между музыкантами двух стран. Видман родом из Мюнхена. Как он сказал, вырос на «Шехерезаде» Римского-Корсакова и играл это произведение ещё в школьном оркестре. Сейчас он много путешествует по миру, но узнав о сенсации, которая произошла в Петербурге после первого концерта Академии, решил, что обязательно должен быть на концерте в Берлине. Его очень огорчает, что отношения между Россией и Германией стали такими сложными. Считает, что вопреки известному выражению «Когда говорят пушки, музы молчат» (лат. Inter anna silent Musae), музы должны «кричать», звать к диалогу.
Настоящим потрясением для публики было выступление немецкого виолончелиста Юлиана Штекеля (Julian Steckel). Его долго не отпускали со сцены. Интересно, что на этот знаменательный концерт пришёл знаменитый российский виолончелист Алексей Стадлер. Он прилетел в Берлин на несколько часов, чтобы забрать у немецкого мастера свой инструмент. Ну и конечно, пришёл послушать своего близкого друга виолончелиста Юлиана Штекеля. Наш вопрос Стадлеру «какие перспективы у Российско-Немецкой музыкальной Академии?», он ответил «они огромны. Благодаря взаимообогащению, здесь раскрываются таланты...».
И вот, наконец, второе «русское» отделение. Великий Римский-Корсаков и его симфоническая сюита «Шехерезада». Здесь бесспорно «вели» россияне. Соло скрипки и виолончели окончательно повергло зал в состояние глубокой медитации. Чёрные фраки, обязательная бабочки, лаковые туфли, а по окончании концерта модные протёртые джинсы и рубашки в клетку – такими мы увидели Станислава Измайлова (первая скрипка) и Дмитрия Ганенко (виолончель). Оба играют сейчас в окестре Мариинского театра. Оба – концертмейстеры, то есть первые, лучшие исполнители. Дмитрий Ганенко учился в Петербургской Консерватории, но закончил и Берлинскую. Готовится в эти дни к участию в Конкурсе имени Чайковского в Москве.
«Меньше говорить, больше делать – это то, что надо в эти непростые времена», - эту мысль высказал на приёме после концерта Герхард Кёниг (Dr. Gerhard König), Председатель Совета Директоров компании Wingas. Посол РФ в Германии Владимир Гринин здесь же уточнил: «Нынешний концерт имеет три измерения – воспоминание о великой о Победе, память о миллионах жертвах и призыв не допустить повторения ужасов войны. Музыка позволяет нам по–другому, по-человечески взглянуть друг на друга».
Вклад в развитие российско-немецких культурных отношений сделан. Но жизнь требует не останавливаться. Значит у Академии будут новые проекты и концерты. Скоро музыкантов из двух стран можно будет услышать в Касселе и Мюнхене. Пожелаем им удачи, а Академии - новых творческих успехов.
Галина Ермонская
Мария Ермонская
Мария Ермонская