В первом, «О вреде табака», Иван Иванович Нюхин (в исполнении Бориса Ранцио), муж своей жены, читает лекцию о вреде табака в провинциальном клубе. Но оказывается, что табак не столько вредит нашему здоровью, как неуважение и нелюбовь, высокомерие близких людей и полное равнодушие в семье. И, несмотря на то, что о вреде табака не было сказано ни слово, Иван Иванович преподает хороший урок своим слушателям.
Урок о маленькой трагедии маленького человечка, которого притесняют дома. Но чеховский дом – понятие относительное. За домом стоит «сад», за садом – вся Россия. И вот мы видим эскизно выведенный, еще только карандашом нарисованный образ маленького человека, интеллигента и мечтателя, в семейных и социальных условиях, которые принижают личность, стирают мечты, хирургически точно и ювелирно уничтожают все доброе и светлое в душе. «Вот читаю лекцию, на вид я весел, а самому так и хочется крикнуть во все горло, или полететь куда-нибудь за тридевять земель... Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество… и хочется почему-то бежать, ах, если бы вы знали, как хочется! Бежать, бросить все и бежать без оглядки... куда? Все равно, куда... лишь бы бежать от этой дрянной пошлой, дешевенькой жизни, превратившей меня в старого, жалкого дурака, старого жалкого идиота, бежать от этой глупой, мелкой, злой, злой, злой скряги, от моей жены, которая мучила меня тридцать три года, бежать от музыки, от кухни, от жениных денег, от всех этих пустяков и пошлостей... и остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть...». Но все эти порывы, как дым от табака, летучи и эфемерны. И зрители, и актер, и даже Иван Иванович уже понимает, что он никогда не осуществит то, что было высказано в порыве. Маленькие люди боятся быть счастливыми. Да счастье им и не к лицу…
Спектакль, казалось, укачивал. Жалобы, стенания, короткие движения, глубокие вздохи – все это создало особенную атмосферу на площадке. И вдруг, как резкая остановка поезда метро в темном тоннеле, - «однако за кулисами стоит моя жена». И вдруг зрители очнулись. «Однако за кулисами стоит моя жена... Пришла и ждет меня там... Если спросит она, то пожалуйста, прошу вас, скажите ей, что лекция была... что чучело, то есть я, держал себя с достоинством… Исходя из того положения, что табак заключает в себе страшный яд, о котором я только что говорил, курить ни в каком случае не следует, и я позволю себе, некоторым образом, надеяться, что эта моя лекция принесет свою пользу»…
Второй спектакль, «Лошадиная фамилия», как было указано в описании, зубная хоррор-комедия, состоял из различных кусочков рассказов и пьес Антона Павловича Чехова. Мотивы, интонации, герои «Дамы с собачкой», «Лошадиной фамилии», «Хирургии», «Общего образования», «Жестокого урока», «Чайки» и «Дяди Вани» были порезаны на маленькие кусочки и старательно перемешаны так, что иногда очень сложно было понять, когда заканчивается один «лоскуток», и начинается второй.
И в этом спектакле актеры театра VADA (Юлия Измайлова и Феликс Штрассер) продолжают исследовать мир маленьких людей, провинциальных врачей, ненужных никому больше и уже почти отживших свой век аристократов. Чем наполнен этот мир? Кто еще живет в нем? Какие порядки в нем существуют? После просмотра сложилось впечатление, что мир, написанный Чеховым и оживленным австрийским театральным коллективом, дуален: святой и инфернальный одновременно. Чистые, в своих почти детских, далеких от жизни мечтах, люди пытаются справиться с реальной действительностью, подчиняются ей, опускаются все ниже и ниже, презираемые и угнетенные тем, что их представления обо всем на свете, их понимания и чувства – всего лишь шелуха, обертка какой-то пропавшей конфеты, чей шоколадный вкус давно уже горчит.
Актеры тонко уловили ощущения чеховских героев – бедность, непонятность, нереализованность мучает их даже сильнее, чем зубная боль. Но трагедия, как всегда это и бывает в жизни, становится комедией, со странными спецэффектами, рюмкой водки и рыбной закуской к ней…
Спектакли будут проходить в Берлине еще три дня: сегодня, а также 18 и 19 июля. Хотите попасть «на Чехова»? Тогда не проходите мимо Garn Theater Berlin, который находится на улице Katzbachstraße 19, 10965 Berlin. Все подробности по телефону 030 / 7895-1346.
Фото: Павел Сепи
Категории: НОВОСТИ ГЕРМАНИИ