Летние месяцы – это сезон фестивалей, а в Германии в первую очередь фестивалей классической музыки. В Байройте чествуют Вагнера, в Бонне звучит Бетховен, а во франконском Ансбахе – кантаты Баха. Но доступнее всего для народа великая классика в Берлине. Здесь с 20 по 24 июля в 26-й раз проходил знаменитый фестиваль под открытым небом Classic Open Air 2017. Так много больших музыкальных событий состоялось в Германии несмотря на необычно дождливую погоду. Завершится летний сезон в Берлине выступлением 31 августа на Waldbühne одного из лучших сопрано мира – оперной дивы Анны Нетребко в дуэте с ее мужем Юсифом Эйвазовым. Так что это лето вполне можно назвать летом классики.
Вопреки традиции, когда наш сайт много информировал читателей об этом крупнейшем музыкальном фестивале европейского уровня накануне его открытия, в этот раз мы решили поразмышлять о том, какой путь прошёл этот музыкальный марафон и каковы его перспективы. А также рассказать о тех маленьких, но интересных и неизвестных фактах и историях, которые невидимы глазу простого слушателя. Например, существует легенда о том, что Иоганн Себастьян Бах часто переодевался скромным сельским учителем и в таком виде ходил по провинциальным церквям. Там он садился за орган и начинал играть…
Ещё несколько лет назад в Classic Open Air выступал великий Хосе Каррерас, Владимир Спиваков, всемирно известные российские пианисты и оперные певцы, Крис де Бург, группа «Скорпионс». Хочется назвать и звёзд предыдущих годов. Это : Montserrat Caballé, Roberto Alagna, José Cura, Marcelo Alvarez, Anna Maria Kaufmann, Thomas Quasthoff, Lucia Aliberti, Buena Vista Social Club, Chaka Khan, Al Jarreau, Chris de Burgh, die Scorpions, Xavier Naidoo & die Söhne Mannheims, Roger Cicero, Udo Jürgens, Till Brönner, Paul Kuhn, Annett Louisan, Curtis Stigers.
С 1992 года фестиваль посетило 723 тысячи слушателей, состоялось 129 концертов под открытым небом. Было выяснено, что 70% гостей очень редко посещают музыкальные классические концерты и оперные театры. Поэтому организаторы поставили цель расширить круг зрителей.
И вот стратегия организаторов поменялась: вместо фанатов классики стали ориентироваться на широкую публику, которой интересна и оперетта, и джаз, и современный поп. Хорошо это или плохо? Судя по тому, что все четыре дня площадь Жандарменмаркт действительно была переполнена, направление угадано, наверное, правильно.
Однако жаль, что высокий градус прежних фестивалей всё-таки ушёл. По подсчётам организаторов каждый концерт собирает не менее 25.000 слушателей. И это только в зале. Но никто не подсчитал ещё, сколько преданных музыке людей находят себе место в ближайших переулках, кафе, буквально висят в окнах офисов фирм и бюро. И вот это, конечно, радует больше всего. Накрытые домашними скатертями маленькие столы, раскладные стулья, пледы, а сейчас ввиду дождей и настоящие плащ-палатки – так научились слушать музыку берлинцы и гости столицы. Эта демократичная обстановка, европейский подход к участию в событии уже не удивляют. Так проходят большие концерты по всему миру.
Но сама Жандарменмаркт в Берлине – место особенное. Её называют красивейшей площадью Берлина. Между прочим это название площадь получила в 1799 году под влиянием французских гугенотов и французских иммигрантов. А до этого несколько раз меняла своё название – «Эспланада», «Липовая площадь», «Площадь Фридрихштадта» и «Новая рыночная площадь». И сегодня по ней ездят старинные кареты с кучерами, порой пахнет сеном для кормёжки лошадей. Поэтому здесь музыка воспринимается особенно глубоко и «тонко», как будто связывая времена и эпохи.
Программа концертов этого года соединила в себе как никогда почти несоединимое. Как будто заявив главный музыкальный лозунг 2017 года «возьми музыки, столько, сколько можешь». Это была музыка из фильмов в исполнении Бабельсбергского фильморкестра под управлением Роберта Райнера и солистов René Kollo, Angelika Milster, Eva Lind, Tom Gaebel, Katharine Mehrling, Ella Endlich und The Dark Tenor.
На сцене были и танцоры шоу-балета.
Во второй день полной романтики, царил Пуччини и Верди в исполнении королевы Belcanto Люции Альберти. Сверкали своими голосами русские исполнители Павел Колгатин и Виктор Шевченко, Грегор Собчак.
«Четыре пианиста» - так называлась программа третьего дня. После Гамбурга четыре исполнителя Joja Wendt, Sebastian Knauer, Axel Zwingenberger & Martin Tingvall в воскресенье удивили Берлин своим неожиданным исполнением джаза, классики, буги-вуги и блюзов. Всё это было без оркестра на фоне авторской импровизации, остроумных шуток между исполнением произведений.
И, наконец, в последний день шикарный вечер Till Brönner Orchestra. Потрясающее шоу, в котором, как из разных ящиков шкафа, доставались музыкантами самые разные мелодии из самых разных направлений.
Это был джаз, музыка в стиле латино, фьюжен и кроссовер. Итак, четыре дня, в течение которых каждый смог найти себе музыку по душе.
Задача выполнена. Однако вопрос, как дальше должен развиваться Classic Open Air, на наш взгляд, ещё остаётся. Надо ли дотягивать слушателя до более высокого уровня или стоит «идти в народ»?
Галина Ермонская, Мария Герн
Фото: Björn Schmidt