4566

Банановое бомбоубежище

В Берлине есть много галерей и музеев — очевидно. В Берлине есть много бункеров времён Второй мировой войны — факт. В Берлине есть галерея современного искусства в бомбоубежище — факт, хоть и невероятный, но очевидный. Коллекция современного искусства Бороса — Boros Collection — это действительно уникальное место, которое обязательно стоит посетить даже тем берлинцам и гостям столицы, которые посмеиваются над шутками о работах современных художников вроде этой: „Это искусство или можно выбросить?“

Банановое бомбоубежище

Банановый бункер — это искусство

Здание, в котором находится самая экстравагантная выставка работ современных художников, само по себе уже часть перформанса. В данном случае — перформанса истории города Берлина. Наземное бомбоубежище было спроектировано в 1941 году архитектором Карлом Бонатцом (Karl Bonatz) под руководством Альберта Шпеера (Albert Speer). Главный архитектор Третьего рейха планировал после окончания войны элегантно вплести этот железобетонный серый бункер в новый, ещё только проектируемый квартал. В планах была указана облицовка бункера белым мрамором, чтобы он впоследствии прекрасно гармонировал с величественными зданиями, которые планировалось возвести как символ новой империи. В 1943 году силами военнопленных и цвангсарбайтеров был возведён абсолютно симметричный, квадратный пятиэтажный бункер площадью более 1000 м2. Толщина стен достигает трёх метров. Здесь спасались до 2500 человек от бомбардировок, в основном пассажиры близлежащего вокзала Friedrichstraße. В 1945 году бункер перешёл в распоряжение Красной армии и использовался как следственный изолятор НКВД.

Банановое бомбоубежище

В начале 50-х при ГДР бункер сначала превратился в склад текстильных изделий. В 1957 году власти ГДР оценили по достоинству изоляцию железобетона и организовали в прохладном помещении склад импортированных экзотических фруктов из дружественной Кубы. Разумеется, фрукты были предназначены не для всех граждан социалистической республики, а лишь для самых равных среди прочих. Сладкий аромат бананов не мог сдержать даже нацистский бункер — запах просачивался через вентиляционные отверстия в стенах. Берлинцы с присущей им иронией окрестили этот железобетонный монстр „банановым бункером“.

Когда пала Берлинская стена, здание взял в аренду один из основателей берлинской техно-сцены Вернер Фоллерт (Werner Vollert). И фруктовый склад превратился в техно-клуб. Здесь на пяти этажах проходили тематические вечеринки от хардкора и хауса, до самых жестких фетиш-пати. О клубных временах этого бункера до сих пор ходят легенды, а старожилы техно-тусовки называют его не иначе как „самым жёстким“. После его закрытия, атмосфера бункер-клуба со всей тусовкой перешла в 1994 году в клуб Бергхайн.

Забетонированное искусство

Сегодня серый куб нацистского бомбоубежища буквально окружён искусством. В радиусе шаговой доступности вокруг бункера сосредоточены лучше театральные сцены столицы: Deutsches Theater, Berliner Ensemble, Friedrichstadt-Palast.

Почти десять лет здание пустовало, пока в 2003 году его не выкупил Кристиан Борос (Christian Boros), успешный бизнесмен в медийной сфере Германии, который прославился благодаря кампании музыкального канала VIVA.

Ценитель искусства в течение года перестраивал бомбоубежище под нужды галереи, о которой он всегда мечтал. Сегодня вместе со своей женой Кристиан Борос живёт в специально спроектированном пентхаусе, который расположен на крыше этого бункера. Своим экстравагантным вкусом и образом жизни Борос и сам практически является частью перформанса в контексте экспозиций произведений современного искусства в бомбоубежище.

Банановое бомбоубежище

Для посетителей выставки произведения contemporary art открываются не всегда и не сразу, вызывая зачастую сперва недоумение и полное непонимание, вплоть до отторжения. Выставленные экспонаты сложно воспринимать без классического ответа на вопрос „что автор хотел нам этим сказать?“ Но однозначных ответов не стоит ожидать. А вопросы задавать как раз необходимо. Глубина и разнообразие тем и смыслов, заключённых в различных формах, форматах, цветах и фактурах, которые вложили в свои работы художники, проявляются на фоне серых бетонных стен ещё ярче и чётче. Находясь в наглухо закрытом пространстве железобетона, посетителям остаётся только сконцентрироваться на произведениях современных художников. Под таким давлением стен и атмосферы происходит удивительный симбиоз исторического пространства с художественными произведениями.

В бункер можно попасть только записавшись на полуторачасовую экскурсию с искусствоведом. Экскурсии предлагают как на английском, так и на немецком языках.

 Текст: Ада Островская

Фото: ©NOSHE

Boros Collection Bunker,

Reinhardtstr. 20

10117 Berlin-Mitte

https://www.sammlung-boros.de/sammlung-boros.html

Запись на экскурсии по https://www.sammlung-boros.de/besuch/info.html

Другие статьи автора:
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом 2020
Женский форум социального предпринимательства 12 по 13 декабря 2020
Денежные переводы из Германии в Россию Украину Белоруссию и страны СНГ
Русский, русскоговорящий адвокат в Берлине, в Германии
Русские продукты в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Русское золото в Берлине. Русский ювелир Берлин. Русский магазин ювелирных изделий в Берлине
Русский (русскоговорящий) бухгалтер в Германии. Консультации по вопросам налогообложения во всех сферах налогового законодательства для предприятий и частных лиц в Германии.
Прочистка сливных труб, канализации в Берлине. Открытие замков и дверей в Берлине
Агентство недвижимости в Берлине. Покупка и продажа квартир и домов в Германии.
Русский (русскоязычный) адвокат в Германии, в Берлине. Недвижимость в Берлине, в Германии
Смартфоны, компьютеры, интернет и страхование в Германии
Магазин ювелирных изделий и украшений в Берлине. Продажа ювелирных изделий из золота 585 пробы и серебра оптом и в розницу в Германии.