5861

Банановое бомбоубежище

В Берлине есть много галерей и музеев — очевидно. В Берлине есть много бункеров времён Второй мировой войны — факт. В Берлине есть галерея современного искусства в бомбоубежище — факт, хоть и невероятный, но очевидный. Коллекция современного искусства Бороса — Boros Collection — это действительно уникальное место, которое обязательно стоит посетить даже тем берлинцам и гостям столицы, которые посмеиваются над шутками о работах современных художников вроде этой: „Это искусство или можно выбросить?“

Банановое бомбоубежище

Банановый бункер — это искусство

Здание, в котором находится самая экстравагантная выставка работ современных художников, само по себе уже часть перформанса. В данном случае — перформанса истории города Берлина. Наземное бомбоубежище было спроектировано в 1941 году архитектором Карлом Бонатцом (Karl Bonatz) под руководством Альберта Шпеера (Albert Speer). Главный архитектор Третьего рейха планировал после окончания войны элегантно вплести этот железобетонный серый бункер в новый, ещё только проектируемый квартал. В планах была указана облицовка бункера белым мрамором, чтобы он впоследствии прекрасно гармонировал с величественными зданиями, которые планировалось возвести как символ новой империи. В 1943 году силами военнопленных и цвангсарбайтеров был возведён абсолютно симметричный, квадратный пятиэтажный бункер площадью более 1000 м2. Толщина стен достигает трёх метров. Здесь спасались до 2500 человек от бомбардировок, в основном пассажиры близлежащего вокзала Friedrichstraße. В 1945 году бункер перешёл в распоряжение Красной армии и использовался как следственный изолятор НКВД.

Банановое бомбоубежище

В начале 50-х при ГДР бункер сначала превратился в склад текстильных изделий. В 1957 году власти ГДР оценили по достоинству изоляцию железобетона и организовали в прохладном помещении склад импортированных экзотических фруктов из дружественной Кубы. Разумеется, фрукты были предназначены не для всех граждан социалистической республики, а лишь для самых равных среди прочих. Сладкий аромат бананов не мог сдержать даже нацистский бункер — запах просачивался через вентиляционные отверстия в стенах. Берлинцы с присущей им иронией окрестили этот железобетонный монстр „банановым бункером“.

Когда пала Берлинская стена, здание взял в аренду один из основателей берлинской техно-сцены Вернер Фоллерт (Werner Vollert). И фруктовый склад превратился в техно-клуб. Здесь на пяти этажах проходили тематические вечеринки от хардкора и хауса, до самых жестких фетиш-пати. О клубных временах этого бункера до сих пор ходят легенды, а старожилы техно-тусовки называют его не иначе как „самым жёстким“. После его закрытия, атмосфера бункер-клуба со всей тусовкой перешла в 1994 году в клуб Бергхайн.

Забетонированное искусство

Сегодня серый куб нацистского бомбоубежища буквально окружён искусством. В радиусе шаговой доступности вокруг бункера сосредоточены лучше театральные сцены столицы: Deutsches Theater, Berliner Ensemble, Friedrichstadt-Palast.

Почти десять лет здание пустовало, пока в 2003 году его не выкупил Кристиан Борос (Christian Boros), успешный бизнесмен в медийной сфере Германии, который прославился благодаря кампании музыкального канала VIVA.

Ценитель искусства в течение года перестраивал бомбоубежище под нужды галереи, о которой он всегда мечтал. Сегодня вместе со своей женой Кристиан Борос живёт в специально спроектированном пентхаусе, который расположен на крыше этого бункера. Своим экстравагантным вкусом и образом жизни Борос и сам практически является частью перформанса в контексте экспозиций произведений современного искусства в бомбоубежище.

Банановое бомбоубежище

Для посетителей выставки произведения contemporary art открываются не всегда и не сразу, вызывая зачастую сперва недоумение и полное непонимание, вплоть до отторжения. Выставленные экспонаты сложно воспринимать без классического ответа на вопрос „что автор хотел нам этим сказать?“ Но однозначных ответов не стоит ожидать. А вопросы задавать как раз необходимо. Глубина и разнообразие тем и смыслов, заключённых в различных формах, форматах, цветах и фактурах, которые вложили в свои работы художники, проявляются на фоне серых бетонных стен ещё ярче и чётче. Находясь в наглухо закрытом пространстве железобетона, посетителям остаётся только сконцентрироваться на произведениях современных художников. Под таким давлением стен и атмосферы происходит удивительный симбиоз исторического пространства с художественными произведениями.

В бункер можно попасть только записавшись на полуторачасовую экскурсию с искусствоведом. Экскурсии предлагают как на английском, так и на немецком языках.

 Текст: Ада Островская

Фото: ©NOSHE

Boros Collection Bunker,

Reinhardtstr. 20

10117 Berlin-Mitte

https://www.sammlung-boros.de/sammlung-boros.html

Запись на экскурсии по https://www.sammlung-boros.de/besuch/info.html

Другие статьи автора:
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.