Интервью с восходящей оперной звездой из Флоренции – Надеждой Колесниковой, лауреатом и победителем многих престижных международных конкурсов вокалистов, успешно дебютировавшей в Берлине.
С удивительной, завораживающей своим талантом певицей из Флоренции, родившейся в России, – Надеждой Колесниковой мы столкнулись совершенно случайно. Попав на её репетицию в Русском Доме, я отложила свои планы на вечер, осталась на её выступлении, и была настолько восхищена уникальным голосом, что у меня сразу же появилось ясное предчувствие – не пройдёт и нескольких лет, как этой очаровательной девушке будут рукоплескать крупнейшие мировые концертные залы и оперные театры. Я поняла, что её творческий потенциал настолько велик, что позволит ей войти в первую десятку, а может быть даже и в первую тройку оперных див. Своим обаянием, кристально чистым голосом, изумительной вокальной техникой и незаурядным актерским дарованием она будет пленять не только своих поклонников, но покорит и строгих музыкальных критиков, и знатоков-ценителей оперного искусства. И мне захотелось уже сегодня познакомить читателя с этой талантливой певицей, тем более, что некоторые её творческие проекты связаны с Берлином....Певческая карьера моей прекрасной героини началась, как у многих одарённых музыкантов, певцов или художников, с самого раннего детства. За последние 16 лет ей удалось дать более тысячи сольных концертов, иногда бывало и по два-три выступления в день! За количество и, главное, качество выступлений, за победы на различных конкурсах, Надежда Колесникова награждена орденом «Молодое дарование России», серебряной медалью «Национальное достояние России», а также другими медалями и наградными знаками. Но обо всём по порядку.
– Вы можете, Надежда, припомнить свои первые выступления? Когда Вы начали петь?
– Честно говоря, с самого детства, а точнее с 3-х летнего возраста. Когда была маленькая, выходила с родителей в сад (у нас частный дом), они обрабатывали грядки, а я — пела, развлекая их и всех соседей рядом. Мои выступления очень нравились им и, когда я заканчивала петь, они просили еще. Вот с этого и началась моя певческая карьера! С любви публики...
–Признание восхищённого поклонника пришло, действительно, очень рано. Ну а каким путем Вы попали «с грядки» на большую сцену»? Это же не поле перейти? Где получили Вы своё музыкальное, вокальное образование?
– Путь самый обычный. Вначале музыкальная школа в родном Воронеже, затем Воронежское музыкальное училище (по классу вокала), далее Московский Университет Искусств. И я горжусь тем, что основной профессиональной базой для меня стала Русская классическая оперная школа. Своим становлением я очень обязана и благодарна моим педагогам: Тырзыу Александре Михайловне, Жданову Владимиру Фомичу, а особенно моему бесценному учителю – профессору Солнцевой Валентине Михайловне. Она щедро «вложила» в меня богатство культуры русской музыки, познакомила с огромным вокально-камерным репертуаром. И даже сегодня, если мне нужно исполнить какой-нибудь редкий романс или песню, то за советом я обращаюсь именно к ней. Что же касается сокровищницы «мировой классики», в том числе итальянской, то в этой области я приобрела множество ценных знаний и профессиональных навыков благодаря итальянскому вокальному образованию.
– Вы учились в Риме?
– Нет, мне посчастливилось учиться во Флоренции, родине таких гениев как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Боттичелли и др., в Высшей Государственной Консерватории имени Луиджи Керубини, которую я успешно окончила осенью 2015 года. Здесь мне не только удалось усовершенствовать стиль и технику вокального исполнения, но и «отшлифовать» свой итальянский. Ведь Флоренция – не только колыбель итальянского искусства, но и центр идеально чистого итальянского произношения. Даже римляне почитают за большое счастье обучаться во Флоренции.
– С большой благодарностью Вы говорили о своих наставниках и учителях из России, а были ли в дальнейшем особые имена, скажем мировые звёзды, у которых Вы учились, или с кем Вам приходилось выступать?
– Конечно! Мне посчастливилось учиться вокальному искусству у таких мировых звёзд, как Лучано Серра, Ева Мартон, Монтсеррат Кабалье. Тот неоценимый кладезь бельканто и актерского мастерства, который они открыли мне, позволил значительно повысить мой вокальный и сценический уровень. И теперь уже я охотно делюсь «рецептами звёзд» со своими учениками.
– А не могли ли бы Вы поделиться с нами тем, как Вы готовите оперные партии, что является для Вас главным в этом процессе?
– Конечно же, очень важна постоянная работа над голосом. Но прежде чем приступить к нотному материалу, надо хорошо изучить либретто. Чтобы освоить партию на итальянском или на любом другом иностранном языке, надо понимать каждое слово. Не зная точного значения, нельзя войти в образ и правдиво передать характер персонажа. Поэтому порой приходится прибегать к помощи переводчиков и «носителей языка», добиваясь точного произношения и вникая в смысл каждого слова. Потом идёт тщательный разбор нотного материала ну и, конечно, актерско-режиссёрская работа, обеспечивающая визуально-эмоциональную составляющую всего оперного действа.
– По мелодичности языка самым красивым считается итальянский, но легче всего петь на родном языке. Так ли это?
– Несомненно, итальянский язык очень мелодичный, и на русском петь одно удовольствие. Но я очень люблю исполнять партии на языке оригинала, поэтому пою и на немецком, и на французском, и на испанском. Это, как я уже говорила, большая работа, которая начинается с перевода и разбора слов.
– Ваш репертуар очень многогранен: оперные партии, романсы, серенады, народные песни. Что бы Вы вывели на первый план?
– Безусловно – это классика! Мои любимые композиторы – Моцарт, Верди, Доницетти. Мне очень нравится перевоплощаться в образ Донны Эльвиры, покинутой любимым человеком. Эта героиня с удивительно чистой душой до самого конца верила и надеялась на то, что молодой, но распутный кавалер – Дон Жуан раскается, и любовь восторжествует. Очень интересен мне и персонаж оперы «Волшебная флейта» – коварная Царица Ночи, с её мстительными замыслами. Партия эта очень сложная для исполнения, но настолько эмоциональная, что захватывает тебя полностью, и ты забываешь о трудностях, погружаясь в магическую музыку! Ну, а у Верди я полюбила образ Виолетты из оперы «Травиата». Список любимых героинь можно продолжать, потому что я ценю каждый сыгранный мной образ, даже если он не самый положительный.
– На каких сценах и с какими известными оркестрами или певцами Вы выступали?
– Мне посчастливилось семь лет проработать в Московской Государственной Академической Филармонии, а также быть солисткой нескольких Московских симфонических оркестров, выступая на самых различных сценах от камерных концертных залов до крупных оперных театров мира, таких как Большой театр, Дом Музыки, Концертный зал им. Чайковского, Крокус Сити Холл в Москве, театры во Флоренции, Брого, Сан Лоренцо, Пизе, Будапеште.
На различных юбилейных концертах в России я выступала на одной сцене с Иосифом Кобзоном, Надеждой Бабкиной, Александрой Стрельченко, Алексеем Глызиным, Аркадием Укупником, группами «Блестящие», «Экс-ББ» Анной Шатиловой, Тамарой Гверцители, Николаем Басковым, Натали Дисей, Рамоном Варгасом, и многими другими эстрадными и классическими певцами. С особой теплотой вспоминаю самые первые выступления с Валентиной Толкуновой, которая мне ещё в студенческие годы говорила: – «Колесникова, я думала, что ты давно уже в театре поёшь!» Из её уст это звучало для меня как высшая похвала...
– Существует очень лакомый кусочек для оперных певиц с мировым именем, о котором красочно сказал один поэт: «есть концерт, для сопрано и вечности... для сопрано, любви и мечты...»* И я узнала, что Вы работаете в данный момент именно над этим, фантастически сложным сочинением Глиэра?
– Действительно, одной из важнейших моих работ на сегодняшний день является подготовка этого произведения гениального композитора Рейнгольда Глиэра – концерта в 2-х частях для колоратурного сопрано и симфонического оркестра. Хочу осуществить свою давнюю мечту – исполнить этот уникальный в мировом оперном искусстве вокализ необыкновенной музыкальной красоты и технической сложности. За столь необычное сочинение редко кто берётся, и оно становится вершиной музыкального творчества! Но, поверьте мне на слово, это – особая магия! И для любой певицы, обладающей редким колоратурным сопрано, это – большое искушение – включить его в свой репертуар и не сорваться!
– Как же Вы рискнули замахнуться на такое музыкальное творение, которое избегают даже певицы с мировым именем? Говорят, некоторые на нём спотыкались и «срывали свою репутацию» ...Как продвигается работа над ним?
– Концерт Глиэра мне уже удалось «исполнить» два раза в Италии. К сожалению, не с оркестром, а пока только в сопровождении рояля. Увы, не все оркестры берутся играть столь сложный музыкальный материал... Действительно, даже успешные сопрано стараются не усложнять свой репертуар этим концертом. Но я искренне рада появившейся у меня возможности представить берлинским меломанам это сочинение, занявшее особое место и в вокальном жанре и теперь уже и в моей творческой биографии.
– Где и когда можно будет его услышать?
– Премьера состоится летом 2016 года и первыми смогут оценить нашу совместную работу берлинцы. По поводу зала пока ведутся переговоры.
– Вам нравится выступать в Берлине?
– Да, безусловно! В Берлин я люблю приезжать и с удовольствием выступаю в этом городе, здесь очень высокий уровень музыкальной культуры. Тут, как в Италии, много возможностей проявить себя. Но пока я лишь осторожно делаю первые шаги.
С декабря прошлого года началась наша совместная работа с очень талантливым дирижером, прекрасным педагогом Тиллем Швабенбауэром (Till Schwabenbauer) и его молодёжным оркестром музыкальной школы имени Шостаковича в Карлсхорсте. Это именно с ним мы и готовим концерт Глиэра, а также некоторые другие классические шедевры. Поэтому мне часто приходится прилетать в Берлин. И меня радует, что кроме напряженных репетиций, ждут меня тут с концертами, организованными Клубом Диалог Русского Дома Науки и Культуры, и мои зрители – любители классики. Я очень благодарна организаторам культурных проектов Надежде Быковой и Ирине Розум за все, что они сделали и делают для меня, за их советы и рекомендации, за доброе отношение ко мне.
– В Русском Доме с большим успехом прошли уже три Ваших сольных концерта, 22 мая состоится ещё один из этого же цикла, расскажите о них.
– Я выступала в основном с любимыми ариями из «Травиаты», «Нормы», «Дона Жуана» и других известных опер. С замечательной пианисткой Оксаной Рихтер мы подготовили также программу с русскими романсами, итальянскими и немецкими лирическими песнями, которые тоже понравились берлинскому зрителю. Особенно светлым был для меня «Рождественский концерт» в декабре 2015 г.
Не так давно я попробовала себя и в новом амплуа. А вернее, удостоилась чести выступить на музыкально-поэтическом творческом вечере моей подруги, талантливой поэтессы и журналистки Аллы Зенько, с удовольствием озвучив своим вокалом её «неополитанские зарисовки». В этом необычном, похожем на шоу театрализованном представлении под названием «Весенняя капель», Алла объединила свой романтический мир поэзии с музыкой разных жанров. И в оригинальной композиционной форме предоставила своим друзьям, артистам Театра «Лори», удивительную возможность ярко раскрыть свой талант и покорить зрителя интересными импровизациями, порой рождающимися прямо на глазах. Я была счастлива исполнить её произведения под аккомпанемент Ольги Вайс, молодой, но подающей очень большие надежды пианистки из Берлина. И с удовольствием приму участие в подобного рода литературно-музыкальных вечерах в дальнейшем.
– А где ещё будут проходить Ваши концерты?
– Сейчас планируются выступления в Концертхаусе, во дворце Шарлоттенбург в Берлине, рассматриваю также приглашения выступить в нескольких церквях, а также готовлю новый цикл камерных концертов во Франкфурте-на-Майне и Потсдаме. Я готова к любым интересным предложениям и очень надеюсь на новые контракты.
– А есть ли у Вас особенная мечта, кроме Концерта Глиэра, которую Вам хотелось бы во что бы то ни стало реализовать в ближайшее время?
– Конечно же мечта больше выступать в любимых операх: «Травиате», «Риголетто», «Так поступают все», «Волшебной Флейте», «Дон Жуане», «Иване Сусанине», «Пиковой даме» и многих других и радовать зрителей еще большим количеством концертов.
Также, очень серьёзный музыкально-исторический проект – спектакль «Небесное и Земное». Это будет зрелищное, красочное шоу, с участием прекрасной актрисы, балерины и самой настоящей принцессы - Наталии Строцци (Natalia Strozzi). Две стези небесного и земного будут соединены в нем воедино сюжетной линией с помощью вокальных и хореографических номеров, искусства актерской игры с залом, виртуозной игры музыкантов-исполнителей, фантастических декораций и костюмов.
Так что советую «следить за рекламой» и не пропустить возможность оценить наш проект!
С удовольствием начали мы также и работу другого плана – над лирико-комедийным циклом «Кошки нашего двора» для детей и не только...
– Не собираетесь ли вы конкурировать с единственным в мире Театром Кошек Куклачёва или популярным мюзиклом „Cats“?
– Ни в коем случае, мы совершенно из другой оперы! Хотя о совместном проекте с Театром Кошек можно было бы подумать (улыбается).
– Насколько я понимаю, Вы очень заняты своими проектами и выступлениями, и вряд ли у Вас есть время ходить на концерты или представления Ваших коллег?
– Не так часто, но все-таки удаётся. Ведь очень важно учиться друг у друга! А это возможно только при общении, посещении значимых опер и концертов. Никакие видео мастер-классы тебе этого не дадут. Поэтому я стараюсь побывать на тех выступлениях, которые обогатят меня, дадут возможность вновь встретиться с творчеством уже любимого артиста или узнать нового певца, о котором уже начинают говорить… И, если рассуждать о профессиональных качествах, то я очень ценю искренность певца, для меня существенно, насколько он проникновенно поёт и чувствует то, что исполняет, берёт ли его исполнение за душу! Плюс, конечно же, само собой, качество звука, умение владеть своим голосом — это, естественно, – фундамент вокала.
– С Вами, дорогая Надежда, очень интересно беседовать, но в завершение позвольте спросить: что Вам хотелось бы в данный момент, о чём Вы мечтаете?
– Не хочу показаться банальной или наивной, но мечтаю, чтобы все на Земле были счастливы и здоровы! Тогда, возможно, будет меньше проблем! Ну, а что касается лично меня, то хочу ещё больше реализоваться как оперная певица, больше петь в оперных театрах и доставлять радость всем, кто приходит на мои выступления. И ещё мечтаю, чтобы рядом находился человек, который понимает тебя и умеет радоваться твоему успеху, сопереживать неудачам и поддерживать в любой ситуации. Но встретить такого человека не так просто...
– Бог Вам в помощь, Надежда! Большое спасибо Вам за то, что Вы выкроили время для нашего интервью. Будем с нетерпением ждать Ваших новых выступлений в Берлине!
– И Вам спасибо за проявленный интерес к моему творчеству! Пользуясь случаем, хочу пригласить любителей вокала на свой концерт «Primavera canta l'amore» или «Весна воспевает Любовь» 22 мая 2016г. в РДНК в Берлине.
На этом закончилась наша беседа, которая положила начало дружбе и радостному ожиданию новых встреч с замечательной певицей Надеждой Колесниковой.
Интервью вела
Сандра Верели
[*] - Владимир Янке. Стихотворение из книги «Дыханье музыки»