
Но вот прошло десять лет. За окном – другая страна. В голове – другие мысли. И однажды, неожиданно, как обнаруженные деньги в старой куртке, я натыкаюсь на приглашение в ACUDtheater на клоунский курс, который ведет Елена Болсуна. Не буду писать, что в этот момент мне захотелось простить всех клоунов на свете, которые обманывали нас своими нарисованными улыбками, совсем нет. Просто мне захотелось понять «механику» клоунства. В чем здесь дело? И нужен ли человеку красный нос или он уже сам по себе клоун, когда решил быть таким – неуклюжим, разноцветным, заметным, громким. Честно признаюсь, прийти на курс мне было сложно, как ребенку, которому долго не разрешали есть сладкое, а потом вдруг дали деньги на шоколадный торт. Но я все-таки до него добралась...
И открыла для себя удивительный мир движения, иллюзии, воображения, который подчинен только одному – моей мысли и пластике моего тела, способного (или неспособного, в моем случае) передать зрителю не просто эмоцию, а картинку, не просто цвет, а целую декорацию, не просто идею, а целую историю. Оказалось, что клоны бывают разными: с красными носами или белыми грустными лицами, в больших башмаках или черных чешках, неуклюжие или очень грациозные, герои-карикатуры или герои-шедевры.

Клоунский курс Елены строится очень просто. Сначала разминка и растяжка. Чувствую, как мое тело обретает полноту: кровь добежала до самых кончиков пальцев и вернулась обратно. Оказалось, что в моем организме намного больше мышц, чем я предполагала. Следующая часть занятия – разминочные импровизации. Это сложно: надо придумать движения, которые повторят все остальные участники курса. Прыжки и приседания из моего запаса быстро закончились, отключаю голову и просто действую. Сначала было некомфортно (ведь все смотрят, да еще и повторяют), потом стало очень смешно и легко, как будто сахарной ваты объелся, а потом движения просто стали продолжением моих нервных окончаний, они получались сами по себе…

В паузе пьем чай и переходим к самой волшебной части занятия. Участники курса показывают свое домашнее задание (пантомима) – историю, придуманную и самостоятельно воплощенную в жизнь. Тема – стаканы, кружки, тарелки и сковородки. Все, что можно красиво и выразительно брать руками, перемещать (по отсутствующей) поверхности, переливать, составлять пирамидками, жонглировать…
Сначала свою сценку показывает Франческа. Она хочет приготовить вкусный суп, но все время ей не хватает ароматов: солонки и перечницы уже в стороне, в холодильнике нет ничего подходящего, все находящееся на кухне тщательно изучено. В итоге девушка идет на самые крайние меры – она кидает в кастрюлю своего кота. После такого «негуманного» изменения в рецепте, суп Франческе нравится. Она нюхает содержимое кастрюли, закрывает ее крышкой, добавляет огня и кланяется, финал.
Второй выступала Николь. С актуальной, особенно в периоды гриппа и простуды, темой побочных эффектов от медицинских препаратов – несколько минут удивительно смешной пантомимы на всем известную нам тему «быть или не быть», а иными словами, принимать ли лекарство или нет. Свою маленькую миниатюрку представила и я. Это была история о том, как я пытаюсь выпить чаю, но у меня не получается – вода странным образом «испаряется» из чашки. И итог – разрешение моего «стаканного» конфликта – вся вода, бррр, прямо за воротник, на лицо, на одежду. Пять секунд паузы и аплодисменты. Знаете, удивительное дело – рассказывать истории своим телом, мимикой, жестами, пластикой, смешными рожицами…
После каждого показа происходит то, что очень нужно каждому начинающему клоуну для профессионального роста – разбор полетов. Сначала говорят все, советуют, хвалят, предлагают, потом говорит Елена, так и хочется написать профессор клоунских наук, аккуратно, без критики, подглядывая в свои записи, которые делала во время выступлений. Сценка дорабатывается устно, а затем дома, но уже практически.
А когда все разошлись, выяснилось, что вкусный чай еще остался. А поэтому не смогла не задать Елене несколько вопросов.

Как ты думаешь, кто такие клоуны (в жизни и на сцене) и для чего они нужны?
Английское слово «clown», откуда оно вообще взялось, до сих пор не ясно, появилось в XVI веке и означало «мужик, деревенщина». На ярмарках и площадях бродячие актеры развлекали толпу. В основном, публика была из крестьян и горожан попроще, поэтому и персонажи (герои представлений) были похожи на них. Да и сама маска была... хм... красный нос пьяницы, чумазая морда, простые, грубые, всем понятные шутки... часто попадающий впросак, никогда неунывающий, за словом в карман не лезущий типаж...
Слово «клоун» чаще всего ассоциируется со словом смех, смешное, шутка, а для меня еще и со словом «радость». Думаю, клоуны нужны, чтобы радовать.
А сама себя ты клоуном ощущаешь?
Пожалуй, что уже да. Но это долго приходило... мучительно. Так что - без ложной скромности... (смеется).
Только на сцене? Или еще и в жизни?
Может, кто и умеет, но мне лично очень сложно отключать в себе профессию, может, потому что нет нормированного рабочего дня и ты - сам себе автор и режиссер. Неважно, где ты, с кем ты или что вокруг происходит, все равно наблюдаешь, запоминаешь... это как-то автоматически происходит, высекаешь из увиденного-услышанного все самое-самое, непонятно почему вдруг тронувшее тебя, заинтересовавшее или поразившее, комичную ситуацию, забавный жест или гримасу, оброненную кем-то фразу, наклон головы, вздох, взгляд... и суешь в запасники памяти - пусть пылится до времени.
Расскажи подробнее про сам курс. Какими должны быть студенты, изучающие «клоунство»?
Любознательными, наверное... искренними... живыми, что ли? Важно, чтобы был реальный интерес, умение слушать и задавать вопросы, желание удивлять и удивляться. Ну и дальше по списку: чувство юмора, такт, интеллект.
Курс, как таковой, сложился совсем недавно. А до этого - было больше похоже на свободно посещаемые воркшопы, ни к чему не обязывающие занятия сценическим движением и пантомимой.
Что получают люди на твоих занятиях?
Ну, наверное, каждый - что-то свое, очень личное... я про это только догадываться могу... Что еще? Двигаться начинают лучше, координация улучшается, появляется контроль над телом, пластическая выразительность, способность видеть себя со стороны, умение шутки шутить и придумывать смешное... такое всякое.
Это здорово! А что дальше? Выступления, спектакли, гастроли?
Ну, до спектаклей и гастролей - еще далеко. Для начала - открытые показы с публикой. Этюдики, номера, сценки... Но, надеюсь, что к апрелю мы отелимся и сделаем первую «открытую сцену». Конечно, не помешали бы еще несколько человек... В начале февраля мы будем делать дополнительный набор. Так что - следите за рекламой, грузите апельсины бочками!
***
Я пришла домой и на вопрос «как прошел сегодняшний день» ответила просто: «а я сегодня клоуном была». Почему-то от этого стало очень приятно. Так, как будто бы я сделала что-то хорошее. Вспомнилась фраза Лены: «клоуны нужны, чтобы радовать». Конечно, есть среди них и те, кто прячет недовольную морщинку между бровей под своим «улыбающимся» гримом. Но таких ведь совсем мало. И если бы каждый из нас был клоуном (в душе и в веселых морщинках около глаз), то жить было бы намного приятнее. Представляете? Все радуют друг друга. И никаких кризисов, конфликтов…
Ольга Савченко
Категории: Сегодня в новостях, НОВОСТИ ГЕРМАНИИ