В целом история выглядит так. 16 ноября 2011 года во время ремонта одного из городских мостов, строители нашли башню танка Т-34. Быстро выяснили, что это первый советский танк, который 1 мая 1945 года ворвался в Росток и подорвался на мине. Взрыв был такой силы, что башня и ходовая часть танка разлетелись в разные стороны. Нашелся даже очевидец - местный житель Герхард Хольц - который был во время Второй мировой войны ребенком и прекрасно помнит этот день. По архивным документам восстановили хронологию давних событий, подняли наградные документы и выяснили состав погибшего экипажа. Предполагается, что при освобождении Ростока погибли бойцы 3-й Гвардейской танковой бригады: гвардии лейтенант Василий Кривенцев, старший сержант Василий Клещов, сержант Пантелей Липеев, сержант Николай Мартыненко, сержант Андрей Гусев. За свой подвиг они посмертно были награждены орденами Отечественной войны 2-й степени.
В поднятой башне танка были обнаружены не только снаряды, но и останки двух солдат. Уже даже найдены некоторые из их родственников. Так дочь Клещова – Римма Васильевна Калинина – впервые узнала, где и как погиб ее отец…
Спустя некоторое время исследование близлежащего участка земли показало, что на глубине находится большой кусок металла. Поскольку ожидается, что это и есть недостающая часть танка, было решено произвести раскопки и пригласить журналистов на пресс-конференцию.
Естественно, немцам хотелось бы, чтобы танк остался в городе и был превращен в памятник, а останки солдат были бы захоронены на советском военном кладбище, которое находится на площади Пушкина, что в центре Ростока.
Бургомистр Ростока Роланд Метхлинг сказал, что даже ему не было известно, что в Ростоке до последних дней войны шли бои, считалось, что город вывесил белый флаг перед наступавшими частями Советской армии.
- Мы заменили слово «поражение» словом «освобождение». Сейчас, благодаря обнаружению танка, молодые люди могут узнать что-то новое о прошедшей войне. Для нас танк – символ начала дружеских отношений между нашими народами. Этот символ должен напоминать подрастающему поколению о том, что произошло, и что это никогда не должно повториться. Мы очень надеемся, что танк превратится в памятник.
Руководитель представительства Минобороны по военно-мемориальной работе в ФРГ Владимир Кукин отметил, что эта находка имеет огромное историческое значение, что все вопросы с немецкой стороной решаются очень быстро, но Россия пока не отказывается от своего танка и решение о месте захоронения останков солдат еще не принято.
Да, действительно, нужно отдать должное и российской, и немецкой сторонам - достаточно быстро были не только исследованы архивные документы, проведена работа местных историков, найдена дочь и двоюродный брат одного из погибших танкистов, проделаны новые поисковые работы…. Но тут же возникает вопрос: если было известно, что на этом месте когда-то подорвался наш танк, если так легко найти в интернете некогда секретные документы, то что же мешало уже давно поднять легендарную «тридцатьчетверку» и захоронить возможные останки солдат?
Но главный вопрос этого дня был другим. Если башню танка уже давно нашли, то найдут ли что-то сегодня? Не поторопились ли с приглашением журналистов на раскопки? А поскольку башню уже увезли на какой-то лесной полигон, находящийся на значительном расстоянии от Ростока, то у нас остается последняя надежда – увидеть хотя бы какие-то вновь обнаруженные части танка, чтобы их сфотографировать.
И вот мы с большой группой репортеров, состоящей преимущественно из съемочных групп ведущих российских и немецких телеканалов, прибыли на место раскопок. Видим работающий экскаватор и котлован. Пока на поверхности находится какой-то свежеоткопанный металлический мусор, явно никакого отношения к танку не имеющий.
Телеоператоры скучают и за неимением более красивой «картинки», чем котлован, берут интервью у всех значимых лиц, которые находятся на площадке. Экскаватор не спеша копает, журналисты с надеждой вглядываются в землю…
Вдруг работа прекращается - выясняется, что наступило время перерыва. Как говорится, война войной, а обед по расписанию. Понимая, что сегодня точно ничего не поднимут, журналисты начинают потихоньку расходиться.
Ну, раз немцы ушли кушать, то что нам остается делать? Как раз недалеко находится небольшой ресторанчик Zur Schleuse. Оказывается, что хозяйка там - Лидия Шмидт, приехавшая в Германию 35 лет назад из белорусского Пинска. Подкрепившись вкусной домашней едой, из чисто журналистского интереса задаю вопрос, а не видела ли наша гостеприимная хозяйка, как поднимали башню танка? И вот она - журналистская удача! Не только видела, не только сняла на телефон, но и подняла с места раскопок какую-то деталь, на которой, вроде бы, сохранилось нечто похожее на кусочек ткани погона с лычкой. Вот это да! Прошу быстрее показать, чтобы сфотографировать находку.
Лидия Назаровна приносит большую коробку, в которой находится коробка поменьше, а в ней кусочек ткани: «Вот они мои зайчики…»
Фотографирую небольшой проржавевший кусок металла, с комочками земли и тонкой полоской ткани. Знать бы точно, что это...
- Я хочу отвезти их в Белоруссию и похоронить там. – Лидия Назаровна говорит о находке не иначе, как о «них» - о живых или мертвых - но точно о людях. – Я как несла к себе моих зайчиков, так просто чувствовала, что за мной шли два высоких, молодых солдата в летней военной форме… Ой, вы только не пишите об этом, а то подумают, что я сошла с ума.
Да нет, не подумают. Я вот тоже, пока снимал эту реликвию, испытал целую гамму чувств оттого, что прикоснулся к истории… Даже не понятно, что лучше сделать – передать находку в музей или предать земле.
Предлагаем все же передать ее в руки сотрудника российского посольства, поскольку все погибшие солдаты из России, но владелица исторического раритета отказывается: «Пусть еще немного побудут со мной…»
Возвращаемся на место раскопок. Никого, кроме нескольких сотрудников российского посольства и нескольких немецких ответственных лиц, уже нет. На поверхность уже подняли несколько ржавых батарей. Говорят, что на этом месте была свалка. Становится ясно, что экскаваторщик старается подобраться к месту возможного нахождения ходовой части танка сбоку, работать он сегодня будет всего до 16.00, а основная его задача - втихаря вырвать большое дерево, чтобы зеленые не подняли шум. В общем, сегодня сенсации точно не будет, можно уезжать в Берлин.
Мы обещаем обязательно проинформировать наших читателей, если оставшаяся часть танка все же будет найдена.
Игорь Магрилов
Фото: Игорь Магрилов (Igor Magrilov)
Благодарим Владимира Кукина и Посольство РФ в ФРГ за предоставленные фотографии башни танка на полигоне и архивных документов, а также Лидию Шмидт за фотографии хода подъема башни танка.
P.S. 23.02.2012:
Как мы и обещали, даем самую свежую информацию о раскопках. По последним данным, уже было обнаружено несколько металлических фрагментов танка. Вы можете увидеть их на последних четырех фотографиях нашего репортажа, которые были любезно предоставлены нашей редакции сотрудниками военно-мемориального отдела Посольства РФ в ФРГ.
Категории: Сегодня в новостях