На прошлой неделе в Клубе Диалог (Club Dialog e. V.) на Фридрихштрассе прошла совместная с Обществом защиты прав потребителей Берлина (Verbraucherzentrale Berlin e. V.) конференция под сложным названием „Общественные мигрантские организации и защита прав потребителей: вызовы цифрового мира — проблемы и решения“.
Мы все являемся потребителями. Всегда и везде. Мы покупаем продукты в магазине, оплачиваем коммунальные услуги, заключаем договора со страховой компанией, открываем счета в банке, пользуемся телефонной и мобильной связью, за которые мы тоже платим. И, конечно же, мы пользуемся интернетом. Смартфон стал продолжением руки, удобным приложением для всех повседневных нужд.
Уже не так страшно и боязно выйти из дома, забыв кошелёк, как оставить свой смартфон на кухонном столе… Привычным движением пальца мы решаем многие вопросы с помощью приложений на телефоне или просто выйдя во Всемирную Сеть. Впрочем, даже это словосочетание уже устарело. Мы давно не „гуляем по интернету“, а „гуглим“ всё, что взбредёт в голову, мы ищем не только информацию, но и общение, не только общение, но и просто развлечения. И также, как и в реальной жизни, выходя на просторы большой дороги, следует быть осторожным и смотреть внимательно, куда идёшь. В интернете потребление товаров, то есть процесс шопинга, стал настолько практичным и удобным, что совершить покупку можно буквально не глядя. Более того, в интернете очень легко заключить долгосрочный и дорогостоящий договор, не ведая того.
В тот момент, когда пользователь интернетом нажимает кнопку „купить“, он, с юридической точки зрения, уже заключает так называемый договор о купли-продажи. Процесс оплаты товара сведён до нажатия одной или двух кнопок в поле экрана. Точно также легко и, порой, вслепую, можно заключить новый или продлить старый договор мобильной связи, заказать кредитную карту онлайн, подписаться на платный контент. Очень непросто разглядеть все ловушки, которые расставлены за каждым вторым „кликом“ на веб-страницах. Как разобраться в запутанных юристами и маркетологами предложениях и не попасть в договорную и дорогостоящую ловушку? Как такие ловушки обойти и обезопасить себя и своих близких от мошенников в интернете?
На эти вопросы отвечают юристы и специалисты из Общества защиты прав потребления (Verbraucherzentrale Berlin e. V.). Знаменитая в Германии общественная организация с 2000 года интенсивно не только информирует о правах потребителей, но и помогает отстаивать своё право людям, которые попались, например, в договорную ловушку.
Люди с миграционным прошлым, а попросту говоря, эмигранты, сталкиваются с подобными проблемами не реже, чем другие жители страны. Однако языковой барьер, предрассудки и элементарное незнание законов ФРГ лишают людей мотивации бороться и отстаивать свои права, например, требовать возврата своих денег, аннулировать уже заключённые по телефону или интернету договора. Сотрудники VerbraucherzentraleBerline. V. понимают, что людям с миграционным прошлым порой сложно просто психологически обратиться за помощью к немецким юристам. Поэтому в сотрудничестве с русскоязычным Клубом Диалог, расположенном в здании Русского Дома на Фридрихштрассе, Verbraucherzentrale Berlin e. V. проводит интенсивную совместную работу, информируя на русском языке о правах, которые имеет каждый потребитель на территории Германии.
Промежуточный результат о своей работе 15 мая представили партнёры по проекту Клуб Диалог и Общество защиты прав потребителей Берлина. На мероприятии присутствовали представители русско- и турецкоязычных общественных организаций мигрантов, а также представители политики и прессы.
Катерина Ульверт (Katerina Ulvert), руководитель проекта „Мигранты и защита прав потребителей на цифровых рынках“, сотрудница VerbraucherzentraleBerlin, в своём выступлении подчеркнула: „Люди с миграционным прошлым — это очень уязвимая группа потребителей в Германии.“ Именно поэтому так важно информировать наших соотечественников об их правах. Проект в сотрудничестве с Клубом Диалог уже достиг больших успехов в целенаправленном распространении информации о правах потребителей среди русскоязычного населения в Германии.
На странице в интернете Общества прав потребителей собрана подробная информация об актуальных вопросах и проблемах, с которыми сталкиваются жители Германии. Также работает форум поддержки, где можно озвучить свой вопрос и получить ответ на русском языке.
Свои вопросы можно задать и по электронной почте migranten-verbraucherschutz@vz-bln.de. VerbraucherzentraleBerlinпредлагает удобный сервис - шаблоны для самостоятельного составления писем, например, о расторжении заключённого договора, требования возмещения ущерба и пр.
Подробно и на русском языке о правах потребителей информируют сотрудники Клуба Диалог.
Вы можете обратиться туда лично по адресу Русского Дома, где находится офис этой общественной организации для русскоязычных жителей Германии: Friedrichstr. 176-179, 10117 Berlin.
Evgenia Grabovska