Сегодня в берлинском театре «Русская сцена» сыграют уникальный спектакль. Режиссер Инна Соколова-Гордон предлагает нам познакомиться с … продолжением чеховской «Чайки»! Пьеса называется «Нина. О хрупкости набитых соломой чаек». Мы побеседовали о спектакле с директором театра Ильей Гордоном.
Илья, откуда у вас продолжение «Чайки»?
Из Кишенева. В Кишиневе на театральном фестивале в 2012 году мы познакомились с автором пьесы Матеем Вишнеком. У нас тогда уже велась работа над спектаклем «СаксофонIST» по его пьесе. Мы сошлись на любви к Чехову, и он рассказал, что у него есть пьеса — продолжение «Чайки». И потом он прислал нам текст пьесы на французском, английском и румынском языках — русского перевода еще не было. Мы сделали перевод пьесы сами.
Все это звучит очень интернационально, очень «по-берлински».
Да, наш театр как нельзя лучше вписывается в пеструю картину немецкой столицы. В нем заняты представители десятка национальностей, мы несколько раз в год отправляемся на театральные фестивали в разные точки мира: были даже в Арабских Эмиратах и в Индии! Только что, в мае вернулись из Гарбово в Болгарии. У нас идут пьесы немецких, русских, французских драматургов.
Автор «Нины…» Матей Вишнек родился и вырос в Румынии, но живет с 1983 года во Франции, многие пьесы пишет на французском.
Вишнек – популярный в мире драматург.
Да! И очень любопытный. Его обычно относят к авторам абсурда. Это верно лишь отчасти. В его работах всегда есть, что додумать, дофантазировать и театру, и зрителям.
Так и здесь: герой пьесы — Константин Треплев — живет там же, в деревенском доме, один. Он, естественно, постарел, опростился: сам колет дрова, ведет хозяйство. Но, по-прежнему, пишет. Его, по-прежнему, не печатают…
И вот, спустя без малого двадцать лет — в конце февраля 1917 года — приезжает Нина, а потом и Тригорин. Или ему кажется, что приезжают? Или это призраки навещают его? Они не постарели, не изменились. А идет война, лютая зима, дезертиры. Ветер революции приносит все новые свежие газеты. Из них мы узнаём, что в Москве закрылись все театры. Что отрекся царь…
Спектакль о революции?
Он об интеллигенции, об элите России революционного времени, об образованных людях. Что им было делать? Это так романтично и для них естественно: ехать в Петербург, примкнуть к революции… Но… Ленина в Петербурге нет, он за границей! Тогда — в Цюрих!
Но они-то сами, наши герои, революции не нужны. Не нужны ни их метания, ни писания, ни актерство.
И вот это — любовные отношения, старые конфликты, несложившиеся судьбы — все переплетается со сломом, переворотом в стране.
Мы через сто лет смотрим на это, уже зная, чем все закончилось. Да и закончилось ли?
«Есть у революции начало, нет у революции конца!» Давайте не будем о печальном. Расскажите об актерах, занятых в спектакле!
В спектакле две мужские роли, их исполняют Дмитрий Тронин и наш ведущий актер Андрэ Мошой. Нину Заречную будут играть две прекрасные актрисы: Ирина Бессараб и Ксения Кохлер. Интересно, что все эти актеры были заняты и в нашей «Чайке». Благодаря тому преемственность между этими двумя спектаклями ощущается еще отчетливее.
Мы рады пригласить всех читателей BERLIN24 на спектакль «Нина. О хрупкости набитых соломой чаек» сегодня, 14 июня, а также в эту пятницу (16 июня) и в следующую среду и пятницу (21 и 23 июня).
До встречи в театре!
Фотографии предоставлены театром "Русская сцена"
С Ильей Гордоном беседовала Евгения Кирш