Уютным берлинским осенним вечером на вилле Löwenpalais в Грюневальде пели русские романсы, читали отрывки из «Анны Карениной» по-немецки. И даже сама Анна Каренина вместе с Вронским как будто явилась к гостям вечера. Их было немало. Зал виллы был переполнен. Разговор силой искусства о любви, счастье, жизни семей оказался совершенно небезразличен ни для русскоязычных, ни для немцев. Институт имени Льва Толстого, открывшийся в Берлине прошлой осенью, организовал сотрудничество в сложные для отношений России и Германии времена.
Президент института Льва Толстого Татьяна Гарсиа (Tatjana Garsiya) посчитала необходимым в это тревожное время напомнить о вечных ценностях человечества, задуматься о том, кто мы, какое место занимаем в этой жизни, об ответсвенности перед любимыми и семьёй. Об этом очень тонко размышляла сама Анна Каренина.
И хотя немецкая актриса тоненькая блондинка Николь Ленгенберг (Nicole Lengenberg), прочитавшая отрывки из Толстого, не совсем была похожа на русскую Анну Каренину, ей удалось проникнуть очень глубоко в смысл романа. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - эта великая фраза из «Анны Карениной» даже по-немецки узнавалась сразу.
В зале стояла полнейшая тишина, а за огромными окнами чудилась русская усадьба со старыми лавочками и деревьями. «Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальных»... – с исполнения Мариной Гроффманн (Marina Groffmann) этого романса начался этот волшебный вечер. Аккомпанировал прекрасный пианист Андрей Дьяков. А потом прозвучали ещё романсы Сергея Рахманинова, которые явно «обожгли» сердца гостей.
«Душой» вечера стала музыкальная семья Заксов (Saks) из Берлина. В исполнении супругов Людмилы и Эммануила Закс прозвучали отрывки из оперы Чайковского «Евгений Онегин». За роялем был их сын Илья Закс, а дочь Александра исполнила фортепианную прелюдию Фредерика Шопена. Достоверно известно, что этот композитор был самым любимым композитором великого русского писателя Льва Толстого. Удивительная семья, где музыка занимает главное место в их жизни, открыла в Берлине частную музыкальную школу в районе Вильмерсдорф. Даёт множество концертов по всей Германии. Словом, не перестаёт быть проводниками большого искусства среди людей.
Организаторы вечера со стороны иститута Толстого попытались даже устроить подобие русского бала. Танцевальная пара Даниэль Ях и Виктория Абилов (Daniel Jach, Victoria Abilov) под музыку великого Йоханесса Штрауса исполнила Зимний вальс, и это окончательно погрузило всех в эпоху Толстого.
Но как всегда не обошлось без политики. Йоханнес Зелле (Johannes Selle), член Германо-Российской Парламентской группы в Бундестаге, выступил с небольшой речью. «Сейчас в Германии наступают особые дни. Мы стоим на пороге больших изменений. Но отношения с Россией явно не на том уровне, как это было раньше. Культура – хорошая основа для понимания друг друга обоими народами. Главный вопрос – степень доверия между россиянами и немцами. Я много говорил об этом с депутатами российской Думы». Выступление Йоханесса Зелле вызвало довольно бурную дискуссию среди гостей вечера. И это понятно. Ситуация в Германии сегодня довольно непонятная и тревожная. Прежде всего это связано с миграционной политикой и практически уже неконтролируемым потоком беженцев.
Так может быть самое время вспомнить философские размышления русского писателя? В фойе у камина дискуссия вошла в другое русло. Граф Семёнов (Oleg Graf Siemionow), человек, имеющий прямое отношение к потомкам русских казаков, был оптимистичен. Видимо, потому что в его судьбе переплелась большая история отношений между Германией и Россией. Она, эта история, учит терпимости и мудрости. И если Льва Толстого читают сегодня в Берлине, то это дорогого стоит...
Галина Ермонская
Мария Ермонская