И про тех, других, которые живут в лесу, нам тоже все понятно. Никто из нас с ними не встречался, но мы знаем, что они опасные, грубые, другие. И нам этого достаточно для того, чтобы построить границу и запугивать молодежь страшными сказками, которые должны передаваться из поколения в поколение, становясь не просто историями, но генетическим кодом, дающим нам четкую команду: в лес ходить НЕЛЬЗЯ, в лесу опасно, в лесу живет злой-злой волк!
19 марта на сцене Neuköllner Oper состоялась премьера спектакля «GRIMM», поставленного режиссером Петером Лундом (Peter Lund) по мотивам сказки братьев Гримм «Красная Шапочка». На самом деле, на сцене театра можно было наблюдать даже не одну, а сразу три сказки: «Три поросенка», «Семеро козлят» и, собственно, саму «Красную Шапочку».
Нетрудно догадаться, почему жители деревни не ходят в лес. Ведь у каждого из них был уже свой опыт общения с волками. Или это только очередные байки для того, чтобы прочертить жирную границу между своим и чужим, понятным и пугающим, привычным и новым? Сама граница, кстати, в спектакле тоже имеется. Ее переходит Красная Шапочка, сбегая в лес, ее переходит Волк, пытаясь понравиться друзьям своей новой подружки, ее переходит один из трех поросят, влюбляясь в дикого лесного кабанчика… Ее, границу, видимую и невидимую черту, может перейти каждый герой спектакля, чтобы понять для себя важную вещь – а кто же я, собственно, такой? Набор стереотипов и клише, которые мы впитали вместе с идеей о том, что надо держать спину ровно, заниматься йогой и слушаться маму. Или же мы все-таки свободные люди, люди без расы и без национальности, добряки и злодеи, истерички и консерваторы? Быть настоящим – именно про это спектакль «GRIMM».
В удивительно легкой, ироничной и даже изящной постановке Петера Лунда удачно перемешались такие важные ингредиенты, как фольклорно-исторический фон, современная напряженность между «нами» и «ими», своим и чужим, предрассудки против неизвестного и борьба против предрассудков, а еще много юмора и задора. Не так уж и просто переписать сказку. Хотя бы потому, что никто не хочет расставаться со своими историями и предубеждениями, которые прочно засели в головах. Особенно, когда речь идет о таком «большом и важном», как злой-злой Волк.
Странное дело. Три часа мы смотрели на то, как сложно (но нужно и правильно) время от времени разрушать свои сказки. Для того, чтобы верить не в слова, а в дела. Но после спектакля ощущение сказочности не покидает. Оно остается маленькой озорной искринкой где-то в складочках улыбки. Почему это важно? Все дело в сложном понятии детерминизма. Если верить в то, что в этом мире все связано и взаимообусловлено, то после таких вот сказочных спектаклей хочется верить в хорошее. И даже не просто верить, но и быть хорошим. Этаким смелым героем из какой-нибудь истории. Драконов убивать, кстати, не обязательно. Надо просто быть готовым на большие и маленькие подвиги.
Ольга Савченко
Фото: Matthias Heyde
Фото: Matthias Heyde