Открыл русский вечер российский тележурналист Александр Архангельский, автор популярной программы «Тем временем», «далёкий от политики», как он представился нам, специалист по разогреву умов. И здесь, в Берлине, он тоже пытался задать встрече не политический характер, но это не получилось. Политика звучала в каждом слове Ходорковского, которое было обдумано им и произносилось с большой осторожностью.
Прошёл ровно год с той знаменитой пресс-конференции, которую бывший глава ЮКОСа дал в Берлине на следующий день после своего осовбождения из десятилетнего заключения. Тогда он выглядел ошарашенным, удивлённым и потерянным. В присутствии огромного числа журналистов он сделал «громкое» заявление об отказе от дальнейшей политической борьбы. Но вот в конце прошлой недели было официально объявлено о начале созданной Ходорковским новой общественной организации «Открытая Россия». Напомним, что такая структура уже была в составе компании ЮКОС, но её закрыли в 2004-ом году. Тогда она была ориентирована на поддержку гуманитарных и благотворительных проектов. Новая «Открытая Россия» призвана, по словам её создателя, «помочь консолидироваться той небольшой части российского общества, которая разделяет европейские ценности». Но возникает вопрос – а что такое европейские ценности сегодня? На этот вопрос каждый человек должен ответить себе сам.
В Берлин Ходорковский приехал после посещения Парижа и Лондона, где выступал на встречах с общественностью. В турне по трём европейским столицам явно прослеживается начало какой-то компании. Но какой? По словам самого Ходорковского у него нет политических амбиций. Он не собирается участововать ни в парламентских выборах 2016 года, ни претендовать на Президентский пост. «Я сильный антикризисный менеджер, и это надо использовать», - заявил он в Берлине. Но использовать когда? Ходорковский считает, что сегодняшний режим в России обязательно закончится кризисом. Вот тогда-то он и возьмётся за дело. На любом посту, который ему предложат. «Нужна не смена Путина на кого-нибудь другого, а смена политической модели – с суперпрезидентской, фактически с конституционной диктатуры на нормальное разделение властей».
Каковы же задачи новой «Открытой России»? «Цель движения, - заявил Ходорковский, оказывать влияние на власть, чтобы она в своих действиях учитывала интересы европейски ориентированной части российского общества» (то есть, по существу, 10-15% населения). Правда, Михаил Борисович считает, что в ближайшие 5 лет таких людей станет гораздо больше. А пока новая «Открытая Россия» будет реализовывать философию «маленьких добрых дел», где каждый человек на своём месте борется за лучшую жизнь: кто-то идёт на митинг, кто-то участвует в контроле за предвыборной компанией, кто-то проверяет подсчёт голосов. В переходный период к новой структуре власти в России, по его мнению, возникнет необходимость в Конституционном Совещании. «И вот эту работу, я был бы готов выполнить», - сказал он.
Странно, но русский вечер с Михаилом Ходарковским прошёл довольно «гладко». Правда, были и вопросы, над которыми стоит задуматься. Корреспондент радио «Свобода» Юрий Векслер задал такой вопрос – почему бы не направить усилия «Открытой России» не на развёртывание оппозиционной борьбы, а на создание центра информации о России, например, русского Университета в Германии. Ходорковскому понравилась эта идея. Но он сказал, что его организация – не распредилитель финансов, а может лишь представить эту идею на своём сайте.
Были здесь и люди, которые просили Ходорковского освободить из тюрьмы конкретных заключённых. Для этого из Москвы в Берлин специально прилетела одна девушка. Бывший участник событий в Москве на Болотной улице, скрывающийся сейчас в Берлине от преследований, тоже задал Ходорковскому свои вопросы. Журналист из Финляндии заметил, как негативно сказывается нынешняя ситуация сложных отношений России с Европой на журналистском сообществе.
В конце вечера к Ходорковскому выстроилась огромная очередь из людей, держащих в руках его новую книгу «Тюремные люди». Все они хотели получить от него автограф.
Можно ли считать это выражением поддержки новых идей Ходорковского?
Галина Ермонская