Вечером все эти люди появились на красной дорожке уже при параде. В частности, Билл Мюррей сменил шапку на шляпу. Фильм Андерсона ― одно из главных событий 64-го Берлинского кинофестиваля. Билеты на сеансы были раскуплены, постеры развешены по всему городу. Оттуда на прохожих и вообще на мир смотрели эксцентричные граждане. В Германии фильм выходит в прокат в дни фестиваля, в России ― в середине марта.
Сюжет скачет по XX столетию, также резво чередуются в кадре известные актеры. В конце века один писатель (Том Уилкинсон) рассказывает, как на излете 60-х он (Уилкинсон превращается в Джуда Лоу) оказался в отеле «Гранд Будапешт» и увидел старика (Ф. Мюррэй Абрахам). Тот оказался управляющим по имени Мустафа, который, в свою очередь, вспомнил о своих приключениях 30-х годов, когда сам он был еще юным (дебютант Тони Револони). В частности, историю о своем наставнике (Рэйф Файнс), консьерже этого отеля, находящегося в вымышленной республике Зубровка, который окружал своих пожилых клиенток любовью и заботой. Одна из них (Тильда Суинтон) оставила благодетелю драгоценную картину и умерла. Но за шедевром началась настоящая охота, в ходе которой консьерж даже попал в тюрьму. Весь ход действия сопровождается в фильме закадровыми переливами балалаек. Интересно, что саундтрек к фильму был записан русской группой «Россия». В кадре помимо прочих мелькают Матье Амальрик, Джейсон Шварцман, Харви Кейтель, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон.
Уэс Андерсон после «Поезда на Дарджилинг» (2007 год) не снимал полнометражное кино пять лет. А затем за два года разродился двумя фильмами, каждый из которых появился на важнейших кинофестивалях. В 2012 году «Королевство полной луны» открывало Канны, потом этот фильм при бюджете в 16 млн долл. собрал в мировом прокате почти 70 млн. Большая группа поклонников Андерсона к тому моменту превратилась в армию, равно как выросла и без того солидная толпа его недоброжелателей, недовольных нарочитой детскостью и искусственностью его фильмов. Какая судьба ждет «Отель «Гранд Будапешт» ― посмотрим. В Берлинском конкурсе он участвует, реакция критики смешанная, но в первых отзывах встречались и заголовки типа «Выиграет ли Андерсон Берлинский кинофестиваль».
Этот фильм навеян литературой Стефана Цвейга, посвящен Европе XX века с ее непростой историей и способен обмануть ожидания и поклонников режиссера, и его противников. В сравнении с другими лентами Андерсона он самый взрослый и серьезный. Хотя в отдельно взятых сценах и диалогах ― невероятно смешной. Но как бы ни относиться к его создателю и его стилю, в умении выстроить мизансцену, создать идеальный кадр Андерсон добрался до невероятных высот. Когда персонажи исполняют аттракцион «побег из тюрьмы», композиция такая, что на ум приходят групповые портреты фламандских мастеров. Когда подруга юного Мустафы (Ронан) попадает в перестрелку, это смотрится сильнее, чем аналогичные сцены где-нибудь в «Матрице». Вся когорта замечательных актеров честно служит созданию эксцентричного мира Андерсона, идеального в своей законченности и при этом хрупкого. Как сам заглавный отель, роль которого «сыграл» старый и практически отправленный под снос универмаг в городке на границе Германии и Польши ― величественный банкрот, несмотря на все свое архитектурное великолепие почти уже несуществующий. Правда, теперь у здания начнется вторая жизнь: после съемок некий частный инвестор был так впечатлен всей этой историей, что купил его. Сейчас там идет ремонт.
Марина Латышева
Фото: kinopoisk.ru (Кадр из фильма Отель Гранд Будапешт)
Фото: kinopoisk.ru (Кадр из фильма Отель Гранд Будапешт)
Категории: Сегодня в новостях