24095

«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами

В Берлине открылась фотовыставка Юргиса Левдик-Занаревского «Дух места», которая совсем необычным образом рассказывает про красоту нашей планеты: седые от зимнего инея леса, предгрозовые, тяжелые и пахнущие озоном тучи, послеполуденные, словно из топленого молока сделанные, летние тени берез на аллее…
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
Все фотографии, представленные на выставке в Café des Artistes, выполнены фотографом вручную и с большим ювелирным мастерством. Техника, в которой работает Юргис Занаревский, называется платиново-палладиевой печатью. Она дает уникальную возможность создавать снимки высочайшего качества и неповторимой стойкости. Таким фотографиям не страшны целые столетия. Потому что печать самой фотографии происходит металлами по-настоящему благородными: платиной и палладием. Поэтому фотографии, выполненные в этой технике, называются чистыми: на них видна не только картинка, но и свет, воздух, пространство.
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
10 апреля в Café des Artistes прошла торжественная встреча, на которой Юргис Левдик-Занаревский представил свои работы: «Устраивая выставку, я каждый раз внутренне сопротивляюсь. Мне кажется, что эти фотографии никому, кроме меня, не нужны. Но знаете, мне приходится постоянно убеждаться в обратном. По-видимому, есть люди, которым это нужно. И сегодняшняя наша встреча – очередное доказательство этого». И все это – без лести пришедшим гостям, без хваления самого себя, которым так болеют современные фотографы. Может быть потому, что Юргис Занаревский не столько фотограф, сколько художник, создающий красоту, а не только копирующий ее.
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Сначала был журнал «Камера ворк», - рассказывает фотограф о том, как все начиналось, - «журнал издавался с 1903 по 1917 год. Там печаталось много качественных фотографий того времени. В 1993 году мне в руки попал альбом, в котором были собраны лучшие фотографии этого журнала, выполненные в платино-палладиевой технике. Так я и узнал про нее и понял, что хочу в этом стиле работать. Правда, информации было мало. Пришлось подождать, пока Интернет «наберет сил». И вот в конце 90-х годов я начал фотографировать именно с расчетом на печать фотографий в этой технике. Сначала было сложно, потому что я еще не обладал процессом, не знал, что конкретно получу на выходе, но уже тогда понимал, что именно эта платино-палладиевая техника поможет мне добиться волшебства: тонких переходов в цветах, состояниях, интонациях природы. Именно эта возвышенность мне была важна и нужна. И когда увидел первые снимки, ахнул. Волшебство!».

- И начались выставки?
«Не совсем. В 2012 году коллекция была уже собрана. Но мне не хотелось выставляться. Потому что в Москве не было нормального зала для этих фотографий. И тут везение: в столице открывается галерея, один меценат – любитель фотографии деньги вложил».

- Где вы фотографировали? Фотографируете?
«По-разному. Катались с женой на лыжах во Франции, заехали на одно озеро. Там я сделал пять кадров. Один понравился мне, второй жене, а я стараюсь к ней в этих вещах прислушиваться. Так вот и пополнилась коллекция».
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
- Понятно, а как происходит процесс съемки? Всегда вот так спонтанно? Или проверяете прогноз погоды, ждете грозы, дождя, первого снега?
«Самое важное – место. Чаще всего, я знаю место и еду именно туда. Вот, например, у нас дача на Волге. Я специально туда всякими объездными путями езжу, чтобы эти места находить, замечать… Я никогда не жду, вижу – гроза. Значит, пора ехать на место. Я просто знаю, что там будет интересно, красиво, грандиозно. Место, лес, аллея, холм, дорожка между полей – это форма. А состояние этого места, тот самый дух, - это переменная, которая постоянно меняется, которая наделяет место особенностью, характером, лицом».
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
- А есть желание фотографировать одно и тоже место, но при разных состояниях?
«Конечно! Вот у меня сейчас на выставке представлена фотография с маленьким лесочком на вершине холма. Это лето, гроза. А есть еще зимний вариант. Он совсем другой. Снежно-травянной, рельефный. И вот, пожалуйста, место одно и тоже, а состояния разные. И, значит, дух у этого места тоже разный».

- Скажите, а «дух человека» из «духа места» вы специально убрали? Или он не подразумевается здесь вообще? Эти места живут отдельно от людей? Почему нет, например, бегающих по лугу детей? Это какой-то универсум особенный, бесчеловечный?
«Я уже как-то отвечал на этот вопрос в одном из интервью. У моих друзей есть дача в шикарном месте. Там невероятно красиво. Просто ставь камеру, прибивай ее гвоздями и снимай. Но прямо посередине этого пейзажа поставили ЛЭП, будто по картине гвоздем процарапали. Вот он «дух человека». А вообще, это же природа! Какой человек? Такие фотографии надо делать молча. Вот как режиссер умирает в актере, так и фотограф умирает в пейзаже. Как только начинаешь себя проявлять, то теряешь пейзаж. Я стараюсь максимально уходить от этого, ведь я снимаю для людей. Я делаю фотографии, которые потом будут у кого-то висеть на стене. Зачем этим людям я? Мое присутствие, мой дух будет кого-то отвлекать от важного. Я ведь сам никого не интересую. Интересует всегда только красивый пейзаж».
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
- Это честно. Поделитесь планами на будущее?
«Не знаю, вроде Николь (Nicole von Vietinghoff-Scheel, художественный менеджер выставки) насобирала какие-то контакты. Возможно, будет выставка во Франкфурте. А по фото-деятельности конкретного плана пока нет. Да и не нужно это совсем, в какое-то место специально ехать. У меня возникают какие-то фото-циклы в голове. Но все они не связаны с конкретными местами. Вот опять-таки это озеро во Франции. Эта фотография могла бы быть снята где угодно. Я на Волге кучу таких мест знаю. Не важно, где находится какое-то место. Важно, что оно в принципе существует. Иногда бывает так, что едешь куда-то за три километра, а мгновение пропадает за секунду, не успеваешь даже фотоаппарат достать. Поэтому я сильно не планирую».
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
- Зачем вообще нужны такие фотографии? Ведь красота природы у нас прямо под носом…
На свой последний вопрос я отвечу сама. Действительно, каждый день у нас есть возможность увидеть восход и закат солнца, насладиться красотой и чистотой мира после дождя или пробежаться по первому, еще такому хрупкому и звонкому первому снегу. Но не всегда успеваем мы обращать внимание на эти ускользающие так быстро моменты прекрасного. Природа не ждет «до конца рабочей смены» или «до следующего перекура», в общем, до того момента, когда у человека появится время ею насладиться. Она растет, меняется, постоянно переходя из одного состояния в другое. Поэтому так ценны и так красивы фотографии Юргиса Левдик-Занаревского. Они рассказывают нам про ту самую грозу десять лет назад, красота которой останется с нами еще на долгие года.

И напоследок приведу слова младшего эксперта по спонсорингу культурных и социальных проектов компании «Gazprom Germania» Томаса Рабля, который за беседой о красоте природы в России и Германии сказал, что «такие пейзажи (которые можно увидеть на фотографиях Занаревского) есть везде: леса, озера, тенистые дорожки. Но вот такой художник может быть только один».
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
Выставка находится в Café des Artistes до 14 июня. Адрес: Fuggerstraße 35, 10777. Время посещения: 16:00 – 24:00, вся подробная информация на сайте www.artistico-berlin.com.
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами
«Дух места»: фотографии, которые хочется назвать картинами

Текст: Ольга Савченко

Другие статьи автора:
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.