Все фотографии, представленные на выставке в Café des Artistes, выполнены фотографом вручную и с большим ювелирным мастерством. Техника, в которой работает Юргис Занаревский, называется платиново-палладиевой печатью. Она дает уникальную возможность создавать снимки высочайшего качества и неповторимой стойкости. Таким фотографиям не страшны целые столетия. Потому что печать самой фотографии происходит металлами по-настоящему благородными: платиной и палладием. Поэтому фотографии, выполненные в этой технике, называются чистыми: на них видна не только картинка, но и свет, воздух, пространство.
10 апреля в Café des Artistes прошла торжественная встреча, на которой Юргис Левдик-Занаревский представил свои работы: «Устраивая выставку, я каждый раз внутренне сопротивляюсь. Мне кажется, что эти фотографии никому, кроме меня, не нужны. Но знаете, мне приходится постоянно убеждаться в обратном. По-видимому, есть люди, которым это нужно. И сегодняшняя наша встреча – очередное доказательство этого». И все это – без лести пришедшим гостям, без хваления самого себя, которым так болеют современные фотографы. Может быть потому, что Юргис Занаревский не столько фотограф, сколько художник, создающий красоту, а не только копирующий ее.
«Сначала был журнал «Камера ворк», - рассказывает фотограф о том, как все начиналось, - «журнал издавался с 1903 по 1917 год. Там печаталось много качественных фотографий того времени. В 1993 году мне в руки попал альбом, в котором были собраны лучшие фотографии этого журнала, выполненные в платино-палладиевой технике. Так я и узнал про нее и понял, что хочу в этом стиле работать. Правда, информации было мало. Пришлось подождать, пока Интернет «наберет сил». И вот в конце 90-х годов я начал фотографировать именно с расчетом на печать фотографий в этой технике. Сначала было сложно, потому что я еще не обладал процессом, не знал, что конкретно получу на выходе, но уже тогда понимал, что именно эта платино-палладиевая техника поможет мне добиться волшебства: тонких переходов в цветах, состояниях, интонациях природы. Именно эта возвышенность мне была важна и нужна. И когда увидел первые снимки, ахнул. Волшебство!».
- И начались выставки?
«Не совсем. В 2012 году коллекция была уже собрана. Но мне не хотелось выставляться. Потому что в Москве не было нормального зала для этих фотографий. И тут везение: в столице открывается галерея, один меценат – любитель фотографии деньги вложил».
- Где вы фотографировали? Фотографируете?
«По-разному. Катались с женой на лыжах во Франции, заехали на одно озеро. Там я сделал пять кадров. Один понравился мне, второй жене, а я стараюсь к ней в этих вещах прислушиваться. Так вот и пополнилась коллекция».
- Понятно, а как происходит процесс съемки? Всегда вот так спонтанно? Или проверяете прогноз погоды, ждете грозы, дождя, первого снега?
«Самое важное – место. Чаще всего, я знаю место и еду именно туда. Вот, например, у нас дача на Волге. Я специально туда всякими объездными путями езжу, чтобы эти места находить, замечать… Я никогда не жду, вижу – гроза. Значит, пора ехать на место. Я просто знаю, что там будет интересно, красиво, грандиозно. Место, лес, аллея, холм, дорожка между полей – это форма. А состояние этого места, тот самый дух, - это переменная, которая постоянно меняется, которая наделяет место особенностью, характером, лицом».
- А есть желание фотографировать одно и тоже место, но при разных состояниях?
«Конечно! Вот у меня сейчас на выставке представлена фотография с маленьким лесочком на вершине холма. Это лето, гроза. А есть еще зимний вариант. Он совсем другой. Снежно-травянной, рельефный. И вот, пожалуйста, место одно и тоже, а состояния разные. И, значит, дух у этого места тоже разный».
- Скажите, а «дух человека» из «духа места» вы специально убрали? Или он не подразумевается здесь вообще? Эти места живут отдельно от людей? Почему нет, например, бегающих по лугу детей? Это какой-то универсум особенный, бесчеловечный?
«Я уже как-то отвечал на этот вопрос в одном из интервью. У моих друзей есть дача в шикарном месте. Там невероятно красиво. Просто ставь камеру, прибивай ее гвоздями и снимай. Но прямо посередине этого пейзажа поставили ЛЭП, будто по картине гвоздем процарапали. Вот он «дух человека». А вообще, это же природа! Какой человек? Такие фотографии надо делать молча. Вот как режиссер умирает в актере, так и фотограф умирает в пейзаже. Как только начинаешь себя проявлять, то теряешь пейзаж. Я стараюсь максимально уходить от этого, ведь я снимаю для людей. Я делаю фотографии, которые потом будут у кого-то висеть на стене. Зачем этим людям я? Мое присутствие, мой дух будет кого-то отвлекать от важного. Я ведь сам никого не интересую. Интересует всегда только красивый пейзаж».
- Это честно. Поделитесь планами на будущее?
«Не знаю, вроде Николь (Nicole von Vietinghoff-Scheel, художественный менеджер выставки) насобирала какие-то контакты. Возможно, будет выставка во Франкфурте. А по фото-деятельности конкретного плана пока нет. Да и не нужно это совсем, в какое-то место специально ехать. У меня возникают какие-то фото-циклы в голове. Но все они не связаны с конкретными местами. Вот опять-таки это озеро во Франции. Эта фотография могла бы быть снята где угодно. Я на Волге кучу таких мест знаю. Не важно, где находится какое-то место. Важно, что оно в принципе существует. Иногда бывает так, что едешь куда-то за три километра, а мгновение пропадает за секунду, не успеваешь даже фотоаппарат достать. Поэтому я сильно не планирую».
- Зачем вообще нужны такие фотографии? Ведь красота природы у нас прямо под носом…
На свой последний вопрос я отвечу сама. Действительно, каждый день у нас есть возможность увидеть восход и закат солнца, насладиться красотой и чистотой мира после дождя или пробежаться по первому, еще такому хрупкому и звонкому первому снегу. Но не всегда успеваем мы обращать внимание на эти ускользающие так быстро моменты прекрасного. Природа не ждет «до конца рабочей смены» или «до следующего перекура», в общем, до того момента, когда у человека появится время ею насладиться. Она растет, меняется, постоянно переходя из одного состояния в другое. Поэтому так ценны и так красивы фотографии Юргиса Левдик-Занаревского. Они рассказывают нам про ту самую грозу десять лет назад, красота которой останется с нами еще на долгие года.
И напоследок приведу слова младшего эксперта по спонсорингу культурных и социальных проектов компании «Gazprom Germania» Томаса Рабля, который за беседой о красоте природы в России и Германии сказал, что «такие пейзажи (которые можно увидеть на фотографиях Занаревского) есть везде: леса, озера, тенистые дорожки. Но вот такой художник может быть только один».
Выставка находится в Café des Artistes до 14 июня. Адрес: Fuggerstraße 35, 10777. Время посещения: 16:00 – 24:00, вся подробная информация на сайте www.artistico-berlin.com.
Текст: Ольга Савченко
Фото: Павел Сепи
Kategorie: НОВОСТИ ГЕРМАНИИ