16224

Историческое достояние Вупперталя

Монорельс – историческое достояние Вупперталя

Однорельсовая железная дорога, упрощенно – монорельс, является одним из сегментов транспорта на рельсах, где используется лишь одна несущая балка (швеллер). Здесь важно не путать её с современными поездами - монорельсами, построенными на базе технологии электромагнитного подвеса. 

В монорельсовом транспорте есть целый набор самых разных разновидностей, каждая из которых имеет свои технологические особенности. Вот лишь некоторые из них, наиболее распространенные для монорельса: с электрическим приводом, с двигателем внутреннего сгорания, с воздушно-реактивным двигателем, с линейным электрическим приводом, навесной или подвесной подвижной состав. К этому можно добавить различия в конструкциях  опорно – ходового раздела (колесные, пневматические, с магнитной подвеской, на скользящих опорах). Есть и другие отличия. 

Различна и сфера применения монорельса. Если одни его виды используются в развлекательных парках отдыха, с экскурсионными целями, в составе метрополитена и для перевозок пассажиров в аэропорты, то другие выполняют функции городского общественного транспорта.      

Немного истории

Считается, что прототипом всех монорельсов является изобретение уроженца подмосковного села Мячково (Россия) инженера Ивана Эльманова в 1820 году. Ему удалось отстроить  «дорогу на столбах», где по верхнему продольному брусу катились вагонетки за счет лошадиной тяги. Однако, этот замысел «транспорта будущего» не получил в России должного понимания и не был поддержан. 

Вместе с тем, уже в 1821 году Генри Палмер (Великобритания) построил и запатентовал весьма схожую по своим параметрам дорогу. И тоже на конной тяге. Через четыре года им был осуществлен проект, получивший название «Чешунтский путь на конной тяге», который и стал официальным началом мировой истории монорельса.

С появлением металлоконструкций различного профиля и легкого электропривода началась новая «эра» развития монорельса. В 1887 году в городе Гринвилль (район Нью-Джерси, штат Южная Каролина, США) был построен опытный участок подвесной дороги. В 1894 году Ойген Ланген представил проект монорельсовой дороги между городами Бармен и Эльберфельд (Германия). В 1897 году русский инженер Ипполит Романов  провел в Русском техническом обществе презентацию действующей модели электро монорельса. А в 1899 году на её основе была построена знаменитая «Гатчинская дорога»… 

В 1901 году состоялось официальное открытие монорельсовой дороги («швебебана»), построенной по проекту О. Лангена. Она и вошла в историю как первый монорельс, введенный в эксплуатацию в составе городского общественного транспорта городов Бармен и Эльберфельд, вошедших позже в город Вупперталь. 

Справочно:  Вупперталь (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) основан в 1929 году путем слияния сразу нескольких независимых городов: Бармен, Эльберфельд, Ронсдорф, Кроненберг, Фоовинкель, Лангерфельд, Бейенбург. 

Монорельс в Вуппертале, по праву считающийся старейшей в мире «железной дорогой» подвесного типа, исправно действует и поныне в системе общественного транспорта города. Понятно, уже в современном оформлении. Подробнее об этом в видео сюжете.

 

Внимательный зритель, конечно же, обратит внимание на некоторые неточности не принципиального характера, допущенные автором видео повествования. В частности, утверждение о том, что подвесной монорельс в системе общественного транспорта в Вуппертале – единственный в своем роде на земле. Это не так. Они есть в Китае и Японии на системе подвеса. И тоже в системе городского общественного транспорта. 

Другое дело, что в этих странах, равно как и в США, ОАЭ, Великобритании, в Ирландии, России, Канаде, Малайзии и многих других странах в подавляющем большинстве случаев монорельс не подвесной, а с навесным подвижным составом. Что и отличает эту систему от монорельса в Вуппертале.

Впрочем, эти мелочи не мешают насладиться мастерством автора и панорамными видами города, узнать тонкости и историю старейшего в мире монорельса.         

 Фото и видео: Artur Kupriichuk

Другие статьи автора:
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.