Недавнее обращение в Сенат Берлина (Senat von Berlin) в виде «Открытого письма» сразу трех действующих членов городского Совета по вопросам семьи и здравоохранения (Berliner Stadtrats für Familie und Gesundheit) вновь выявило весьма остро - напряженную проблему, связанную с использованием мобильных телефонов в школах Берлина.
«Открытое письмо» было непосредственно адресовано сенатору по вопросам образования, молодежи и семьи Катарине Гюнтер-Вюнш (Katharina Günther-Wünsch) и сенатору по вопросам науки, здравоохранения, «сестринского дела» Ине Чиборра (Ina Czyborra). Его авторы – депутаты городских Советов по вопросам семьи и здравоохранению Гордон Лемм (Gordon Lemm, Marzahn-Hellersdorf), Каролина Бём (Carolina Böhm, Steglitz-Zehlendorf), Оливер Шворк (Schworck, Tempelhof-Schöneberg).
Смысловой «стержень» данного обращения – «введение всеобъемлющего запрета мобильных телефонов в общеобразовательных школах Берлина». Их аргументы просты и понятны – «психологические, медицинские, социальные негативные изъяны бесконтрольного использования смартфонов в учебное время существенно превалируют над их возможно потенциальными преимуществами». По утверждениям авторов обращения около 40% учащихся уже стали жертвами издевательств и травли в интернете (кибербуллинг). И чаще всего – непосредственно в школах. Многие из них подвержены суицидальным настроениям.
В этой связи значительное число родителей выступают «за правовое регулирование обеспечения защиты своих детей и подростков». При этом составители обращения призывают разработать ясные и внятные концептуальные принципы по запрету использования мобильных телефонов в школах. Понятно, за исключением тех случаев, когда они разрешены учителем при проведении учебных занятий. Что, кстати, довольно успешно уже делается в некоторых частных школах.
Уместно напомнить, что на основании данных исследований 2024 года Global Education Monitoring Report (GEM) специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO) рекомендовало запретить использование смартфонов в школах. С целью улучшить учебный процесс, защитить детей от киберугроз, устранить негативное влияние мобильных телефонов на эмоциональную стабильность школьников и обеспечить их надежное личное общение с учителями. При этом, было заявлено, что «положительное влияние цифровых технологий на результаты обучения и экономическую эффективность может быть преувеличено, а новое не всегда лучше».
А о чем свидетельствует опыт практических подходов в решении данной проблемы в отдельно взятых европейских странах?
- Испания: С 2020 года в школьных заведениях Мадрида, некоторых других городов, запрещены мобильные телефоны, смартфоны и планшеты. Их можно приносить, но они должны храниться в сумках или шкафчиках в выключенном состоянии;
- Греция: использование мобильных телефонов, смартфонов, планшетов в школах запрещено для учеников и преподавателей с 2020 года;
- Франция: учащимся начальной и средней школы запрещено приносить в учебные заведения любые электронные устройства, имеющие «выход» в интернет;
- Нидерланды: действует настоятельная рекомендация властей страны о запрете во всех учебных заведениях на использование планшетов, мобильных телефонов, «умных» часов во время занятий.
Этот список можно продолжить…
Следует признать, что пока среди экспертов и специалистов в сфере школьного образования Германии нет единого, сбалансированного мнения относительно запрета мобильных устройств с «выходом» в интернет в школьных заведениях. Оппоненты возможного подобного запрета утверждают, что «школьников нельзя ограничивать в этом. Поскольку этот запрет – явно неверный путь, если признать, что общество будущего будет, несомненно, цифровым».
Вероятно, окончательного решения по данной проблеме, в частности, в федеральной земле Берлин, следует ожидать в скором будущем от её исполнительной и законодательной ветвей власти.