5139

Назад в «золотые времена» «русского Берлина»: выставка в Доме-Музее Загрекова

3 октября в Берлине в районе Шпандау открылась выставка «Жар-птица художника Георга Шлихта» («DER FEUERVOGEL DES GEORG SCHLICHT»). На вернисаже, в присутствии многочисленных гостей, были представлены два редких издания - каталог «Николай Загреков и русский Берлин» и альбом-монография о творческом наследии русско-немецкого художника Георга Оскаровича Шлихта. Выставка проходит в Доме-Музее Николая Загрекова, самого «берлинского» из всех русских художников, работавших в немецкой столице.

Загреков прожил в Берлине всю жизнь. Он занимался не только творчеством, но и педагогической деятельностью. Как человек с активной социальной позицией, он принимал участие в политической жизни страны и города, особенно в 20е-30е годы прошлого века. Построенный им Дом Союза берлинских художников на Lutzowplatz 9 стал на долгие годы важным центром культуры Берлина, притягивал сюда многие «светлые головы» творческой интеллигенции.

Сегодня в России любители искусства открывают для себя его творчество заново, как, впрочем, и творчество других русских художников. В Германии с недавних пор поднимается «волна» интереса к русским иммигрантам, внесшим огромный вклад в развитие русско-немецкой культуры. Наступит ли новый «золотой век» нынешнего русского Берлина? Что думает об этом русская интеллигенция, живущая здесь сейчас? Насколько необходимо нам помнить и знать всё то, что было до нас в русском искусстве на немецкой земле?

Оказывается мы совсем неравнодушны к тому, что было до нас. Десятки людей пришли в Дом-Музей Николая Загрекова в праздничный день объединения Германии на событие русско-немецкого масштаба, чтобы вдохнуть «воздух» 20-30-х годов прошлого столетия. Это время недаром получило название «Русский Берлин». Оно безусловно является самым уникальным культурным явлением в истории русско-германских отношений. В начале 1920-х годов, когда обстановка в России накалилась до предела, десятки тысяч русских покидали страну. Кто-то делал это по собственному желанию, кого-то вынудили к этому сложившиеся обстоятельства, не оставлявшие иного шанса. На пути к другой жизни почти у всех из них оказался Берлин, ставший чем-то вроде «узловой станции» для эмигрантов из России.

За тысячи километров от Родины представители первой волны эмиграции - военные, предприниматели, литераторы, художники, оказавшиеся за границей, образовали некую особую общность, «остров» русской цивилизации в центре Европы. В Берлине издавались русские газеты, журналы, открылись русские магазины, театры, клубы, кафе.

Набоков, Маяковский, Белый, Толстой, Пастернак, Цветаева, Есенин, Пуни, Лисицкий, Эренбург, Шкловский, Ходасевич, Берберова – это лишь малая часть известных фамилий, так или иначе связанных с этим важным периодом русско-немецкой истории. Среди них и Николай Загреков – пожалуй, один из самых «берлинских» «русских берлинцев», проживший в этом городе долгую жизнь.

Что же объединяет Шлихта и Загрекова? Они оба родом из Саратова. В Берлине их пути пересекались не раз, но не впрямую. Известно, что Загреков в начале того столетия был председателем Союза художников Берлина. Прошёл почти целый век, и вот в Берлине в 2015 году рождается новое общественное объединение под названием «Друзья Дома искусств Загрекова». Это второе большое «дитя» известного в Берлине культуролога-искусствоведа Андрея Чернодарова, преподающего в том числе в Потсдамском Университете. Первое же «дитя» - уникальная выставка 2014 года в стенах Посольства РФ в Берлине также посвящённая «золотому веку русской эмиграции». У нового общественного объединения два сопредседателя – Сюзанна Фельски (сделавшая много для сохранения наследия Загрекова) и Сергей Никитин (торгпред Посольства РФ). Мы надеемся, что будет еще много людей, и русских и немцев, членов молодого общества, которых объединит интерес и любовь к мастерам русского зарубежья.

Открыл выставку Роберт Отто (Robert Otto) – наследник и хранитель творчества Георга Шлихта (1886 – 1964). Его родители дружили с семьёй Шлихта. Напомним, что Георг Шлихт родился в селе Владыкино Саратовской губернии 27 декабря 1886 года. Отец – немецкий инженер, приехавший в Россию в 1880-е годы, а мать – урождённая София Галатина, старого дворянского рода. Юные годы Шлихт провел в Саратове. В 1918 вместе с семьей уехал в Германию. С приходом к власти нацистов в 1933 перестал участвовать в выставках. Жанровый диапазон его картин сузился до натюрморта, портрета и пейзажа, а сфера общения до ближайшего окружения. В 1940-е работал над циклом картин «Апокалипсис-Война». В 1944 многие его произведения погибли в сгоревшей во время бомбежки мастерской. В 1945 написал несколько вариантов картины «Апокалипсический Красный конь». В 1952 создал историческое полотно «Русско-прусская Тауроггенская Конвенция декабря 1812 года» для Музея истории Берлина. В 1955 в поездке по Италии написал серию пейзажей Венеции и других итальянских городов.

Благодаря активной деятельности наследников Николая Загрекова - искусствоведа Ольги Медведко и Алексея Германовича, нам многое известно о художнике. Он родился в семье юриста, дворянского происхождения. Учился в Саратове в Боголюбовском рисовальном училище. В 1919 получил звание ученого рисовальщика, в этом же году женился на Гертруде Галлер, девушке из семьи поволжских немцев. В 1921 с целью продолжения учебы уехал в Германию и остался там до конца жизни. Конец 1920-х – начало 1930-х – период творческого расцвета художника. Постоянный участник художественных выставок в Берлине, Мюнхене, Париже, Вене. Основатель художественного направления «новой вещественности» («Neue Sachlichkeit»).

С приходом в Берлин Советской армии в доме художника в районе Шпандау расположилась советская комендатура, он получил заказ на исполнение 12 портретов маршалов, в том числе Георгия Жукова и Константина Рокосовского. После разделения Берлина район Шпандау с его жителями отошел к западному сектору.

В 1960–1970-е – свободный художник, автор многочисленных портретов, пейзажей, натюрмортов. Создал целый ряд портретов выдающихся политических деятелей Германии, в числе которых Фридрих Эберт, Густав Штреземан, Вилли Брандт, Вальтер Шеель.

Профессор, обладатель звания VIP за вклад в искусство Германии (1973), академик Итальянской Академии искусств (1979), обладатель высшей награды ФРГ – почетного креста за заслуги перед страной в области искусства (1979). Награжден золотой Евро-медалью за вклад в области искусства и охраны культуры (1980), лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь Европы» (1986). В 1991 в Берлине прошла его последняя прижизненная выставка.

Никогда ещё в Берлине так ярко и мощно не звучала русская тема в искусстве. Никогда ещё мы не видели такой насыщенной жизни русских художников зарубежом. Думается, что эта выставка положит начало новому открытию русской культуры в Германии.

Построенный Загрековым дом в Шпандау зажил в этом году новой жизнью. Об этом говорили на открытии атташе по культуре Посольства РФ в Германии Сергей Магута и Алексей Германович, потомок самого Загрекова и нынешний владелец Дома-Музея. Интресно, что старый дом сразу же наполнился людьми. В рабочие дни сюда приходят берлинцы, чтобы, как сказал, куратор выставки Андрей Чернодаров, «получить терапию искусством».

Выставка проходит по адресу: Seegefelder Str. 216, 13583 Berlin-Spandau. Если вы хотите посетить выставку группой, необходимо связаться с куратором Андреем Чернодаровым по телефону +49 (162) 2505565. Выставка открыта до конца года, посещение возможно только по срокам согласованным с куратором выставки.

 

Галина Ермонская

Мария Ермонская

Другие статьи автора:
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.